Левадовский пуссириот-тест ставит диагноз обществу
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 17.09.2013Левада-центр провел любопытный опрос – отношение россиян к пуссириот. В опросе несколько интересных цифр. За год, проведенный Марией Владимировной и Надеждой Андреевной в тюрьме, на 15%, с 31% до 46%, то есть в полотора раза, выросло число тех, кто относится к ним резко отрицательно (с раздражением и неприязнью). Сочувствие их судьбы вызывают, как и год назад, у 6 процентов респондентов. И – совершенно необычный факт для грамотно построенных социологических опросов – даже не ноль процентов, а просто ноль человек, которые относятся к пуссириот с уважением.
В отношении грамотности самого обследования, действительно, есть вопросы. Но и кривое зеркало отражает реальность. А отражение, которое прищурилось из Левада-зеркала, вполне щедринское, страшное в своей уродливости.
6 процентов – это уровень доброты, отзывчивости, готовности к сопереживанию. Пусть этот показатель занижен. Пусть не 6. Пусть 10. Даже – 15. Всё равно – очень мало. С таким уровнем доброты общество просто сожрет себя. Никакие враги не понадобятся. Но насчет 15 – это я себя тешу. Популярность мигрантской темы в прошедшей мэрской кампании показывает, что до 15-процентной доброты нам еще расти и расти...
Но горячечное озлобление – это еще не самый страшный наш симптом. Ноль уважающих – цифра много более вопиющая. Вопиет она о двух вещах.
Первая. Чем была акция в ХХС? Попыткой прокричать обществу о нависшей опасности так, чтобы общество услышало. Об опасности клерикализации и об опасности духовной деградации церкви и власти. Попытка очень опасная, требующая огромного мужества. В общем жертвенная попытка. Героическая.
Трудно ли это понять? Казалось бы, совсем нетрудно. При сколько-нибудь развитом социальном интеллекте. Число тех, кто демонстрирует такой уровень интеллекта в нашем обществе измеряется десятыми, если не сотыми процента – несколько человек на десять тысяч.
Что вы скажете об уборщице, которая видит в церкви, как загорелось облачение священника, и выливает на горящего ведро, с которым она моет пол? Или даже так – сама, в своем грязном халате валит горящего на пол, падает сверху и своими мокрыми грязными руками пытается сбить огонь.
Если вы говорите, что такая уборщица оскверняет церковь и священнослужителя, то вы – идиот. Это очень просто. И тут даже неважно, кто и как убеждал вас, что это осквернение. Убеждавший может и не быть идиотом – просто растлителем. Но если вы ему поверили, то вы – идиот.
Тривиальный тест, тривиальная интерпретация. Количество людей, которые сумели пройти этот тест в россйском обществе, много меньше одного процента. Это страшная цифра.
Вторая вещь, о которой кричит этот ноль, – это вообще наша способность к уважению.
А кого вообще мы уважаем? И способны ли мы вообще к уважительному отношению? Особенно, когда речь идет не о мертвых, а о живущих. Впрочем, и мертвых мы скорее почитаем, чем уважаем. А как же все-таки насчет уважения?
Ведь в конце концов больше сотни человек (из 1600 опрошенных) заявили, что они относятся к пуссириот неплохо. Как среди этой сотни не нашлось ни одного, кто отнесся бы к ним с уважением? Ну, пусть не за их гражданский подвиг, пусть просто как к людям.
А вот так и получилось – ни одного. Почему? А вы подсчитайте, сколько уважительный комментариев вы прочитали в Рунете за последнюю неделю?
Вот в этом и дело. Мы разучились, или не научились, но а любом случае мы не способны, мы не умеем уважать друг друга. Плохо у нас с этой способностью. Совсем плохо.
Но у этого плохо есть еще много более плохое следствие: не умея уважать друг друга, мы не можем уважать себя самих. Так же очень плохо у нас обстоит дело с самоуважением. Вот о чем рассказывает левадовский ноль.
И наконец, последнее. Как объяснить рост неприязни к пуссириот за год, проведенный ими в тюрьме? При том, что Машино поведение в тюрьме, кроме как героическим назвать другими словами не получается, а Надино во всяком случае было очень, очень достойным. Откуда же этот рост неприязни и раздражения?
Психоаналитическое объяснение здесь просто напрашивается: вытеснение, комплекс вины. Слишком много неприятного о нас самих (не о Путине и не патриархе) рассказали нам эти молодые женщины. О глупости, трусости, равнодушии – в общем, о нашем человеческом ничтожестве.
Они, конечно, ни о чем таком не говорили, но вся история, которая приключилась с ними, прокричала обществу: «Дрянь вы, а не люди!». Юные девочки должны жертвовать за вас своими жизнями, а вы не способны на большее, как отрыгивать на них с дивана свою злобу и глупость.
И мы этот укор услышали, на то, чтобы его не услышать идиотизма нашего не хватило. А услышав, очень обиделись. Просто очень. Упрек-то мы забыли – вытеснили. А обида осталась. Она-то и обернулась ростом раздражения. Обычный защитный механизм. Беда только, что защищают такие механизмы не очень надежно...
Ну, и кто же мы теперь получаемся? Озлобленные, закомплексованные, не уважающие себя идиоты? Извините, я не хотел никого обижать...