"Летающая крепость" по-аргентински

топ 100 блогов vikond6506.09.2019 Летающая крепость по-аргентински

Ровно полвека назад, 6 сентября 1969 года, впервые взлетел прототип аргентинского штурмовика IA-58 "Пукара" - единственного серийного боевого самолета, сделанного в Латинской Америке. Слово "пукара" на языке индейцев-кечуа означает "крепость". Машина, спроектированная в аргентинском институте аэронавтики, выпускалась с 1974 по 1988 год и до сих пор состоит на вооружении аргентинских ВВС. Всего построено 114 таких самолетов, из них 16 - на экспорт.

"Пукара" не обладает выдающимися летными характеристиками, зато она проста в производстве, надежна, неприхотлива в обслуживании и может базироваться на слабо оборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, а двухдвигательная компоновка и бронированная кабина делают ее довольно живучей.

Изначально самолет предназначался для антиповстанческих действий и противостояния относительно слабым ВВС и ПВО соседей Аргентины. Однако в 1982 году ему пришлось вступить в бой с британской военной машиной, все еще остававшейся одной из мощнейших в мире. К началу войны за Мальвинские острова у Аргентины имелось 60 "Пукар".

После захвата архипелага 24 из них были переброшены на острова Гран-Мальвина и Соледад, поскольку IA-58 оказался единственным аргентинским ударным самолетом, способным работать с местных грунтовок. Только эти машины оказывали воздушную поддержку аргентинской пехоте во время боев с английским десантом высадившимся 21 мая в заливе Сан-Карлос.

До капитуляции аргентинского гарнизона "Пукары" успели совершить 186 боевых вылетов, атакуя британцев бомбами и ракетами, при этом 19 машин были потеряны, а последние пять - достались англичанам в качестве трофеев. Шесть самолетов подорвали "морские котики" во время диверсионного рейда на аэродром Де-Борбон, девять - были уничтожены на земле английской палубной авиацией или расстреляны корабельной артиллерией, один - сбит ракетой "Стингер", один - малокалиберной зенитной установкой и еще один - истребителем "Харриер".

При этом 28 мая пилоту "Пукары" - лейтенанту Мигелю Хименесу удалось сбить английский вертолет Уэстланд "Скаут", одержав единственную подтвержденнную обеими сторонами воздушную победу аргентинских ВВС в этой войне. Да и вообще - единственную воздушную победу южноноамериканцев над европейцами за всю историю авиации. Правда, уже в следующем боевом вылете Хименес погиб, врезавшись в гору из-за потери ориентировки в низкой облачности.

В целом воздушное противостояние англичан и южноамериканских "крепостей" завершилось вполне ожидаемо и закономерно, однако, в отваге аргентинским летчикам не откажешь. Более совершенные аргентинские самолеты иностранного производства - "Скайхоки", "Миражи", "Даггеры" и "Супер-Этандары" - добились куда более значительных успехов, утопив два королевских эсминца, два фрегата, транспорт-контейнеровоз и десантный корабль, но это другая тема.

Летающая крепость по-аргентински
Двухместная кабина со сдвоенным управлением позволяет использовать "Пукару" в качестве учебной машины, но в боевые вылеты на Мальвинах пилоты всегда летали в одиночку.

Летающая крепость по-аргентински
"Пукара" в камуфляже 1970-х годов и в специальной "мальвинской окраске" под цвета местной тундры с желтыми элементами быстрой идентификации. Вверху - варианты боевой нагрузки - ракеты и бомбы.

Летающая крепость по-аргентински
Одна из "Пукар", разбомбленных англичанами на аэродроме Пуэрто Аргентино.

Летающая крепость по-аргентински
Пилот катапультируется из "Пукары", сбитой "Харриером".

Летающая крепость по-аргентински
"Пукара" в юбилейной окраске к 40-летию машины. На борту нарисован силуэт Мальвинскоо архипелага.

Летающая крепость по-аргентински
Окраски экспортных машин ВВС Колумбии и Уругвая.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Самое веселое что этот состав был выложен не на главной странице ФХР ,а в соответствующей вкладке посвященной сборной.Наверное многие уже отметили странные клубные принадлежности Дацюка и Ничушкина.Предположу что список был залит по ошибке.По этому через какой то промежуток времени он ...
На Западе слишком часто демонизируют Путина. Я же, наоборот, считаю его слишком мягким и либеральным президентом. Даже при всей его харизме и пацанской брутальности. Посмотрите, кто буквально узурпировал себе право пообщаться и задать вопрос главе государства. Прежде всего те, кто пост ...
Все было в жизни...боль и суета, И радости не мало было тоже. Как жаль что я совсем уже не та, Ведь жизнь года все время множит...множит. И хочется... побольше бы успеть... Побыть хотя б чуть-чуть на кромке рая... Душа стремится танцевать и петь И меньше от отчаянья ...
Данный материал написан под впечатлением катастрофы В737 FlyDubai в Ростове-на-Дону. За основу взята статья “ Performing Safe Go-Around Maneuvers ” от Boeing, написанная пилотами David Carbaugh и Bertrand de Courville еще в 2014м году и опубликованная в журнале “AERO magazine”.&n ...
Ну что - айда погулять славному городу Лхаса , столице Тибетского автономного округа Китая! Вот как он выглядит осенью с вершины холма, на котором стоит дворец Потала: 1. Ну гулять мы будем не по всему городу, а по его центральной части, которая окружает храм Джоканг, о котором я ...