Летальный день


Не знаю, почему, но существуют даты, которые по неизвестной причине, как будто, притягивают к себе несчастья. В авиации такой датой можно считать 26 сентября, поскольку на этот день приходится наивысшая концентрация авиакатастроф за последние десятилетия.
Все началось 26 сентября 1960 года, когда под Шереметьево разбился новенький, прослуживший лишь несколько месяцев Vickers Viscount авиакомпании "Австрийские авиалинии". Самолет летел в Москву из Варшавы и не дотянул всего несколько километров до полосы. В условиях нулевой видимости летчики слишком рано опустились ниже критического минимума, лайнер врезался в деревья, а потом - в землю и рассыпался. Из 37 человек на борту выжили шестеро - пять пассажиров и стюардесса.
Расследование показало, что один из двух барометрических высотомеров до катастрофы работал правильно, а другой "врал" почти на 200 метров, поскольку был отрегулирован не на уровень аэродрома посадки, а на уровень мирового океана. Странно, что пилоты не заметили разночтений в показаниях приборов и отслеживали высоту только по одному из них, который давал неверную информацию.

26 сентября 1962 года под Барнаулом во время тренировочного полета разбится истребитель Су-9. Летчик успел катапультироваться.
26 сентября 1969 года Douglas DС-6 авиакомпании Bolivian Aero Lloyd, летевший из города Санта-Крус в столицу Боливии Ла Пас, по невыясненной причине врезался в гору Чокетанга невдалеке от шахтерского поселка Вилоко. Сигналов бедствия экипаж не подавал и ни о каких неполадках не сообщал. Высота горы - гораздо меньше того эшелона, на котором должен был следовать лайнер, а вопрос о том, почему летчики решили снизиться, не сообщив об этом диспетчеру, остается открытым.
В катастрофе погибли все 69 пассажиров и пятеро членов экипажа, находившихся на борту воздушного судна, в том числе популярная в Боливии футбольная команда "Стронгест". Инцидент, получивший назваение "трагедия у Вилоко", до сих пор остается крупнейшей и одной из наиболее загадочных авиакатастроф, произошедших в этой лаиноамериканской стране.


Один из боливийских DC-6 и снимки, сделанные на месте крушения авиалайнера.
26 сентября 1971 года в испытательном полете из-за пожара двигателя потерпел катастрофу истребитель МиГ-23. Погиб летчик-испытатель В.Т.Шкурат, который пытался спасти машину и совершить посадку, несмотря на приказ катапультироваться.
26 сентября 1976 года 23-летний пилот Ан-2 из Новосибирска Владимир Серков, решив покончить с собой, а заодно - отомстить бросившей его жене, сыграл в "камикадзе". В 8 часов утра он таранил на своем самолете пятиэтажку, стараясь попасть в квартиру, где проживала с родителями его бывшая супруга. Ее в тот момент дома не оказалось, однако свихнувшийся ревнивец угробил не только себя, но и еще четверых жителей дома, включая трех малолетних детей.

В тот же день в аэропорту города Хот Спрингс штата Вирджиния при заходе на посадку по приборам в сложных метеоусловиях разбился и сгорел частный бизнес-джет Grumman Gulfstream-II, принадлежавший известной фирме "Джонсон и Джонсон". Все 11 человек, летевших на нем (трое членов экипажа и восемь высокопоставленных сотрудников фирмы), погибли.

26 сентября 1992 года неподалеку от Лагоса из-за ошибки пилотирования разбился при заходе на посадку военно-транспортный С-130 нигерийских ВВС. На его борту находилось 159 офицеров и курсантов военной академии, возвращавшихся со спортивных соревнований. Никто не выжил. Это самая крупная по числу жертв авиакатастрофа в истории страны.

26 сентября 1993 года упал в Финский залив Ан-24 авиакомпании "Полет". Погибли все 10 человек (три члена экипажа и семь пассажиров), находившиеся на его борту. Самолет вскоре был найден и обследован, однако причина катастрофы так и осталась загадкой. Следствие установило лишь то, что вплоть до столкновения с водой двигатели и все остальные системы работали в штатном режиме.

26 сентября 1994 года в районе Ванавары (Эвенкийский автономный округ) разбился Як-40 местной авиакомпании "Черемшанка", выполнявший рейс из Красноярска в Туру. На подлете к Туре выяснилось, что из-за густого тумана посадка там невозможна. Экипаж принял решение лететь на запасной аэродром Ванвавра, однако до него самолету не хватило горючего.
Летчики попытались совершить вынужденную посадку в поле у реки Чамба, но Як-40 с остановившимися движками до поля не дотянул, рухнул в реку и перевернулся, при этом отломившаяся носовая часть фюзеляжа ушла под воду, а хвостовую по инерции выбросило на берег. Все 28 авиаторов и пассажиров погибли.


26 сентября 1997 года у индонезийского города Медан произошла одна из крупнейших катастроф в истории авиации. Аэробус А-300В4-220 национальной авиакомпании "Гаруда Индонезия", снижаясь перед посадкой, врезался в гору на высоте 1000 метров. Погибли 220 пассажиров и 12 членов экипажа, выживших не было. Это произошло из-за ошибки диспетчера, указавшего пилотам неверный курс.


Аэробус авиакомпании "Гаруда" и снимок с места его гибели.
За последующие 12 лет серьезных авиационных инцидентов в этот день не отмечалось, но затем "проклятье 26 сентября" вновь дало себя знать. 26 сентября 2009 года в штате Южная Каролина на подлете к аэропорту "Чарльстон" разбился и сгорел медицинский вертолет Bell-212. Пассажиров, к счастью, на нем не было, но все три члена экипажа погибли.
26 сентября 2011 года, во время обзорно-экскурсионного полета в районе Эвереста разбился турбовинтовой мини-лайнер Beechcraft-1900 непальской авиакомпании "Будда Эйр". Все 16 пассажиров (10 индусов, три непальца, два американца и один японец) и трое членов экипажа погибли. В общем, слетали на экскурсию.


Разбившийся непальский "Бичкрафт".
26 сентября 2012 года в Сербии, возле Белграда, в тренировочном полете разбился учебный самолет V-54 Lasta. Один из двух членов экипажа погиб.

V-54 Lasta сербских ВВС.
Наконец, можно добавить, что поздно вечером 25 сентября прошлого года, не дотянув всего три часа до роковой даты, под Чугуевом разбился и сгорел Ан-26Ш украинских ВВС, совершавший учебный полет с курсантами Харьковского авиационного университета. Из 20 пассажиров и семи членов экипажа выжил только один. Незадолго до крушения командир экипажа сообщил об отказе левого двигателя. Ан-26 в принципе может совершить посадку на одном моторе, но летчикам почему-то это не удалось.


Конечно, перечисленные трагедии - это лишь цепочка случайных совпадений, но кто знает, быть может, все же, сегодня стоит воздержаться от полетов?
|
</> |