"Леонардо", театр Модерн

Так или иначе, вчера я наконец-то увидела все сама.

Фото мое
"Леонардо" - это вторая часть трилогии "Антихрист и Христос", первым спектаклем был "Петр". Вот первую часть я видела не раз, очень люблю и, видимо, ждала чего-то подобного ей: энергичного, динамичного, очень яркого, полного спецэффектов, с сильным, харизматичным, остро чувствующим и глубоким главным героем - центром всей композиции, который правит бал и ведет все сам: и действие, и внимание зрителей. Не первая скрипка, но эксцентричный композитор, как-то так.
Так вот Леонардо - это совсем, совершенно другое. Другой темп, другие приемы, другое распределение сил. Если подбирать параллель, то по мне этот спектакль по воплощению ближе к Войне и миру, чем к Петру.

Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
Здесь другой ритм - нет той сжигающей все энергетики и порывистости, но есть - неумолимое течение времени и созерцание. Нет множества эффектов, - вообще они есть, просто не так много. Здесь "вау-эффект" не фон, но акцент. И главное, пожалуй, для меня отличие - главный герой не центр композиции, не ведущий. Речь о Леонардо - но сам он не вершит историю, - кажется, что он исчезает и появляется, творя свои чудеса как природа творит свои: они зависят от времени года, от фазы луны, от чего угодно, кроме желаний людей. Только что лил дождь и казалось, что это никогда не закончится - и вот уже солнце выглянуло и дождя как не бывало. Только что после долгой зимы стало теплее, почки набухли, - ан нет. снова мороз и вьюга. Леонардо здесь более идея, природное явление, чем человек, а "оживает" лишь в момент общения с кем-то... и то не со всеми.

Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
В первом действии единственный, кто заставляет Леонардо включаться в общение, кажется, герцог Моро (Юрий Анпилогов). Во втором, естественно, Мона Лиза (Маина Чижевская). А в остальном - даже на своих учеников Леонардо обращает внимание постольку поскольку. Не видно, чтобы он их учил, не видно, чтобы он с ними хотя бы общался. Даже Салаи (Мария Кондратова) его занимает не слишком, кажется, так - новая игрушка.

Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
Вообще для меня здесь сам Леонардо (Дмитрий Бозин) оказался наименее ярким и живым персонажем. Нет, он сам по себе великолепен - красив, пластичен, - ну как обычно :) Но есть у меня ощущение, что его несколько притушили специально, сгладили, убавили уровень энергетики, - этакая сдержанная сила, которая лишь угадывается, но не очевидна. Полагаю, что это режиссерская задача такая была, и в целом вполне ложится на образ Леонардо, но - все равно постановка без сильной центральной фигуры, для меня, по крайней мере, немного странна. Даже элементы мистики, которые присутствуют, из-за этого воспринимаются... несколько инородными. Ну, мною воспринимаются так, конечно же.

Я очень рада, что купила таки билет поближе, ибо даже из первого ряда, даже точно зная, что играет герцога Моро, Лодовико Сфорца - Юрий Анпилогов, глазам своим не поверила. Костюмеры и гримеры постарались на славу (художник по костюмам Ирэна Белоусова, по гриму - Наталья Тимофеева) :) Вообще я категорически не помню, чтобы герцога где-то описывали вот таким вот, ммм... максимально несимпатичным типом, но получилось, конечно, контрастно очень: красивый, стройный, изящный, идеальный во всех отношениях Леонардо и страшный, горбатый, совершенно жуткий герцог. Противопоставление удалось, однозначно. Правда, я не совсем уловила идею этого - они оба не сказать, чтобы положительные персонажи, оба не отважные герои, оба не то чтобы любили людей... Больше общего, чем противоположного, если не брать в расчет гений Леонардо. В общем, Грымов изучал историю вопроса много лет, так что мне, похоже, просто не хватает каких-то элементов пазла, чтобы картинка сложилась и идея режиссера заиграла всеми красками.
Но как бы то ни было, все первое действие "ведет" Моро. Вот герцог получился вполне живой и с энергетикой у него все в порядке. Жуть, власть, пресыщенность и нервное напряжение - вот это приходит на ум, когда видишь Моро.

Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
Мона Лиза невероятная! Очень понятно, как очаровала Мастера :)
Вообще же в спектакле совершенно прекрасны все. Серьезно. Вообще спектакль очень многолюдный и всех я просто не смогу перечислить, но...
Ученики Леонардо: Зароастр (Александр Толмачев), Чезаре (Александр Сериков), Джованни (Богдан Щукин), Салаи (Мария Кондратова).

Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
Зароастр настолько поглощен идеей полета, настолько верит Учителю и готов на все ради него - и ради шанса примерить крылья! Очень трогателен в этой своей вере в мечту. Чезаре куда более приземлен, он учится, живет своей жизнью :)) и кажется. наиболее трезво оценивает Учителя. Вообще Чезаре тут прелесть, конечно :) Джованни очень интересный тип, он как раз и разный, и меняется, растет, и сомневается...

Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
Салаи - еще один пример чуда перевоплощения. Точно зная, что играет женщина, я все равно увидела Салаи-мальчика. Вот браво!
Чтобы не начать повторяться, перечисляя всех, попробую вернуться к спектаклю в целом.

Фото мое
Сценография весьма лаконична, если не сказать, что она отсутствует, - и это хорошо. Во-первых, ничего и не нужно, во-вторых, на темном фоне намного ярче, выразительнее и идеальнее смотрится... все :), в-третьих, на контрасте очень сильное впечатление производят те эффекты, которые все же присутствуют. Свет хорош, он тут практически заменяет собой декорации... Но лично я бы хотела просто ярче свет. Мне темно, большая часть сцены и героев постоянно в сумерках. Ну и музыкальное оформление. Его, честно говоря, вообще упустила и не имею ничего сказать. То ли так хорошо, что идеально вписывается в атмосферу и действие, не привлекая особого внимания, то ли так не к месту, что выпадает из зоны восприятия как нечто постороннее? Надо еще раз сходить и послушать :)
Шикарно решены фрески. Да, картины Леонардо мы не увидим, их старательно не показывают зрителям (просто как дурацкая идея - а вот если бы изображение картины как видеопроекция давалась, когда на сцене носят мольберт и обсуждают картину, или в фойе на экранах вместо кадров спектаклей крутили изображения картин и произведений искусства, упоминающихся в спектакле?...), но зато то, что нам покажут, заставит затаить дыхание.
...отдельное спасибо за начало и окончание спектакля - видеопроекция на еще закрытом занавесе и музыка на поклонах явно перекликается с Петром :)
Поклоны, как обычно. И не получились они у меня, тоже, увы, как обычно - на этот раз привет слепящему свету.

Фото мое
Все, выговорилась :))
|
</> |