Леонардо 1
groningen_sn — 02.02.2022 Три оговорки1. Убегая от написания книжки, когда 400 тысяч слов Word-а и 50 тысяч вертящихся в голове надо втиснуть в предполагаемые 100-150 тысяч, расскажу не о живописи, а о Леонардо да Винчи.
2. Да-да, это совсем не о живописи, потому что Леонардо (Рафаэль, Рембрандт и т. д.) никогда (никогда!) не про живопись, а только про нашу тягу к лаймлайту и сверкающему миру, который почему-то не рядом с нами, но где-то есть. Ведь есть?
Кроме того, рассказы о знаменитостях удобны, они подключаются к специальному USB разъему (celebrity port) в сознании читателя. Надо лишь вставить в него флешку со славным именем, и повествование потечет сразу и гладко – без предварительных объяснений. Станет тепло, приятно, каждый сможет высказаться...
Когда-то это поняли в Голливуде, и решили вкладывать основной бюджет не в новые фильмы, а в продолжение удачно-прибыльных, знакомых, переваренных и обмусоленных сюжетов с разъемом для повторного подключения. Ради того же удобства популярная (популярная, а не научная) история искусств превратилась в выискивание новых риторических фигур для прославления старых, известных от А до Я любимцев. Бойких же книг про собственно живопись я и не вспомню сразу... ну, Фромантен, который писал 150 лет тому назад (правда, тоже на примере гениев)... а кто еще?
3. Так что здесь будет не об искусстве, а о celebrity, о возбуждении, кружащем голову, когда приближаешься к королеве-Леонардо-Цукербергу-Наполеону, об аксиомах, только не математических, а общественно-гуманитарных, которые принимают, не рассуждая, и сопутствующих сумасшествиях. И сначала будет о помешательстве.
Вдумчивое вглядывание
Для того чтобы сказать о картинах хоть что-нибудь, в них надо очень долго вглядываться, и лишь когда всмотришься в изображение как следует, картина начинает с тобой говорить. И это верный признак шизофрении.
Безумные выдумки про знаменитого итальянского художника гораздо более захватывающи, чем сами произведения. Почему? Не знаю... Так что из прихоти начну с работ, которые специалисты считали (и иногда считют!) за творения Леонардо:
Пара ангелов из Лувра (в музее автором считают Вероккио) давно мусолится, многими учеными признавалась за Леонардо, выставлялась в музеях как Леонардо, последним ее помазал на царство в 2009 профессор Gary M. Radke из Сиракузского университета (Нью Йорк), правда, он показал научную принципиальность и признал за Леонардо лишь правого ангела. Вот и он.
№ 1 Леонардо Ангел терракота, конец 15 века, Лувр, Париж, 37х34 см.
Выяснять, почему это не Леонардо, стоило бы, если бы не многие десятки (а то и сотни) подобных фантазий. Не жаль на это терять время, только если фантазия продается за 450.3 миллиона, как «Сальватор Мунди», а ты к продаже причастен.
Еще один Вероккио, в зависимости от фаз Луны, около ста лет то становящийся Леонардо (ему приписывают несколько фигур оттуда), то возвращающийся к изначальному авторству. За Леонардо его признавали многие специалисты, последний из которых (на данный момент) это тот же Radke. Читатель, несомненно, сможет отличить фигуры Леонардо от Вероккио.
№ 2 Леонардо Усекновение головы Иоанна Крестителя серебро, Museo dell'Opera del Duomo, Флоренция, 31х42 см.
Выставка с № 1 и № 2 проходила в 2009 году в Atlanta High Museum of Art, ее поддержал Йельский университет, а в каталоге, написанным Radke, не сошли стыдным поучаствовать ведущие ученые – Martin Kemp, Pietro C. Marani, Andrea Bernardoni, Darin J. Stine, Philippe Sénéchal и Tommaso Mozzati.
Кстати, терракотовый эскиз рельефа № 2, вылепленный (правильно!) Леонардо, в 2010 году нашел Peter Silverman, дилер, обнаруживший в том же 2010 году «La Bella Principessa», исполненную, если вы забыли, тем же самым Леонардо. Находить двух Леонардо за год – не каждому дано!
В 1965 году Метрополитен приобрел фальшивку конца 19 века, которую посчитал подлинным Леонардо. Музей долго стоял на своем, директор департамента западно-европейского искусства John G. Phillips в 1969 году написал статью, где доказывал, что это Леонардо.
№ 3 Леонардо The Lady with the Primroses раскрашенный гипс, Метрополитен, Нью Йорк, 64.8х50.8х27.9 см.
Для удобства аргументации John G. Phillips, который специализировался как раз в итальянской скульптуре Ренессанса, должен был признать за Леонардо не только скульптуру Вероккио из Барджелло (которую и копировал фальшивый гипс), но мрамор из Frick Collection. Вероятно, во Frick Collection были удивлены, они-то проталкивали ни на чем не обоснованное авторство Вероккио, а могли замахнуться на Леонардо!
№ 4 Леонардо Женский портрет мрамор, Frick Collection, Нью Йорк, 47.3х48.7х23.8 см.
Широкоизвестного Вероккио из Барджелло, которого только флегматики не признавали за Леонардо, я тут не привожу. Но хватит профессоров, возьмем людей попроще! Stefaan J. Missinne, называющий себя профессором (без указания университета), выпустил книгу, где доказывал, что владеет первым европейским глобусом, который сделал, конечно, Леонардо.
№ 5 Леонардо Глобус гравировка по страусиным яйцам, частная коллекция, диаметр 11 см.
Книга вышла в Cambridge Scholars
Publishing (нет, к Кембриджу издательство не имеет отношения, а
находится в Newcastle upon Tyne). Позже Missinne нашел еще одну
работу Леонардо – скульптурный череп, но, я думаю, что хватит тут
одного глобуса.
Вообще же довольно много хватких итальянцев,
достигнув определенного возраста, начинают считать себя
профессорами и сразу обнаруживают творения Леонардо. Вот профессор
(без указания университета) Ernesto Solari, нашедший самую первую работу Леонардо. Он же расшифровал до
тех пор непонятную надпись на произведении «Я, Леонардо да Винчи,
родившийся в 1452, изобразил себя в виде Архангела Гавриила в
1471».
№ 6 Леонардо Автопортрет в виде Архангела Гавриила керамика, частная коллекция, 4.5х4.5 см.
С Missinne и Solari понятно, они пытаются заработать и проникнуть в
телевизор, это тоже сумасшествие, связанное не с Леонардо, а с
маммоной. Но вот уже чистой воды бескорыстное безумие, дрейфовавшее
по мировому океану и приставшее сразу к двум знаменитым гаваням –
«Леонардо» и «Манускрипт Войнича». Edith Sherwood, скромно
называющая себя имеющей PhD, обнаружила,
что манускрипт Войнича написал Леонардо. А мы и не сомневались!
№ 7 Леонардо Манускрипт Войнича f70v1, Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Йельский университет, Нью-Хейвен, 23.5х16.2 см.
Не стану перегружать читателя примерами, прервусь, но надеюсь
продолжить, когда книга про голландцев опять забуксует.
|
</> |