
Лён, гравюра и патентное право


Lino — это «лён», oleo, все знают, растительное масло. Линолеум типа «промасленная ткань» был известен еще викингам, как сообщает справочник — паруса они себе так обрабатывали для прочности. Позже пропитанное смолами, маслами, воском полотно стали стелить на пол (как они это мыли?..) С появлением каучука, пробковой крошки получился практически натуральный линолеум. Пока, 19 декабря 1863го года, шустрый британский химик Фредерик Уолтон не запатентовал оное изделие, которое стал производит на своем заводе. Так что да, нынешняя дата имеет место быть. Считается, что Уолтон изобрел линолеум, «ну как изобрел» — с каучуком была засада, урожайность не поспевала за промышленностью, цены росли — Уолтон нашел другую пропитку для напольного покрытия. В практическом смысле рацуха касается только резино-заменителя.
Покопать знаменитые «изобретения», отсчет которым ведется по
патентам — подозреваю численный перевес окажется не за нынешними
«лидерами становления технологий», большинство изобретений на самом
деле не появлялись в одночасье, даже корифеи вроде Леонардо
опирались на опыт предшественников, доводили до совершенства
какие-то известные примитивные приспособления, развивали идеи (тот
же рычаг в виде «поддеть жердью и приподнять» использовался и до
Архимеда).
Само патентное право тоже изобрели не на Британских островах, нечто
подобное отмечено еще в 15-м веке в Венецианской республике.
Но британцы подошли к делу с размахом, с середины 17-го века вели
тщательный учет и контроль изобретений (пока второй
третий остальной мир по старинке прятал цеховые секреты,
утаивал наработки под грифами особых департаментов) — представ
перед просвещенной публикой главными вершителями
прогресса.
Известный в наше время линолеум — это уже чисто пластик, на десятилетия ставший самым расхожим и практичным напольным покрытием. Школьные доски делали из него же. Легкий, прочный, легко моется. Гибкий - что немаловажно (идеальную стяжку редкие прямые руки могли сделать, для досщатого пола даже минимальные неровности — лишняя работа, а лино- укладывается без проблем).
А еще появилась мода на творческое направление — «резать линолиум», только и слышно было о кружках, студиях и детей учили и мастера занимались линогравюрой.

Такую популярную штучку как «экслибрис» (штампик «из книг такого-то») редко кто не пробовал вырезать, хотя бы бритвочкой на школьной резинке.
Линолеума было полно, с резцами оказалось сложнее, батя мне делал из заточенной спицы от зонтика, у мамы на производстве выточили стамесочку, все как-то не то было, а нормальных художественных отродясь к нам не завозили.
Кто бы подумал, что когда-то это станет моей профессией )

Только не линолеум и не графика, а силикон и «литьё по
выплавляемым моделям», точность резьбы ювелирная — под стать
микрохирургии и инструмент соответствующий.
(На картинке штамп для школьной формы детям делала, просто от руки,
шрифт в зеркальном отражении)
Линогравюры я бы еще хотела попробовать, графика такая
выразительная получается.
Хотя сложность не так в резке, как в печати - это еще руку надо
набить, чтоб оттиск выходил четким и аккуратным.

У каждого мастера техники отличаются — где-то тонкая штриховка, где-то широкая выемка, почти силуэтная резьба


И стиль штриха разный -

В две краски в принципе печатать можно, но больше похоже на дорисовку:

Широкие плоскости пропечатываются хуже, но и это может использоваться как художественный прием, добавляющий изображению фактурности:


У каждого мастера «своя рука», свой неповторимый рисунок насечек

Иногда пытаются повторить гравировку процарапыванием красочного
слоя, «граттаж» так называемый проще по исполнению, но работа
остается в единственном экземпляре.



В сети много интересных работ. Отдадим дань велосипедам в честь воскресенья )


Инструменты для резьбы попались на Али. ухватила на
радостях,
оказались не в пень колоду, да и кто сейчас вручную режет,
Дремель с насадками куда как сподручней
