Легким движением...

Современные ученые на проводе:
Лев Поляков, «История антисемитизма. Эпоха веры», М., 2008, стр. 45,46:
«Какие только теории не получили распространения по поводу происхождения испанских евреев! Испанские евреи могли законно претендовать на самую глубокую древность в том, что касалось их происхождения. Но уже с весьма ранних времен они старались еще более углублять в прошлое свою историю, возведя свое происхождение к началу времен. Основным мотивом подобных утверждений было без всякого сомнения стремление доказать, что их предки ни в коей мере не участвовали в распятии Иисуса. К этому еще примешивалось навязчивое желание продемонстрировать, что они жили в своей собственной стране... Считалось, что надгробный камень Сагонта лежал на могиле Адонирама, легендарного слуги царя Соломона, отправленного им с поручением в эту далекую страну. Даже названия городов звучали весьма красноречиво: разве Эскалуна не была библейским Эскалоном? Македа - Македа? Хопе - Яффа? И даже само название столицы - Толедо - разве не происходило от слова Толедот (что значит "поколения")? В соответствии с еще более фантастической этимологией совсем недавнего времени (а подобные игры никогда не прекращаются) Андалусия - это сокращение слов (Г)ан-Эден "рай". Эти легенды и множество других, подобных им, были старательно собраны в 1799 году одним знатоком в самой католической Испании и опубликованы Королевской Академией в Мадриде, ибо не только одни евреи интересовались этими проблемами».
Автор, очевидно, считает перечисленные им теории близкими к бредовым. Но не будем спешить и упрекать людей средневековья в слабоумии. Вполне возможно, что им-то как раз было виднее, чем нам, где на самом деле находились библейские места. По крайней мере, не будем с порога отметать их представления как неорганизованные и антинаучные. Давайте сначала разберемся. Почему Эскалуна, Македа и Хопе не могут быть «теми самыми» городами, кои помянуты в Писании? Потому лишь, что сегодня Святой Землей считается ближневосточное государство с сомнительной репутацией и тотально сфальсифицированной историей? Или потому, что есть традиция считать именно так, а не иначе, подпитываемая из разных источников и кормящаяся с любых рук?
По крайне мере испанские города (в отличие от израильских) действительно существуют под своими собственными именами много веков подряд. А вот на Ближнем Востоке городов с нужными названиями не наблюдается. А где же несокрушимые доказательства «легендарности» сведений о библейском прошлом испанских городов с говорящими именами? Где документы, подтверждающие фантастичность указанных данных? Нет, усы, лапы и хвост, конечно, тоже документы, но хотелось бы все же услышать аргументацию не а-ля Кот Матроскин.
Кстати, древний город Кадис раньше назывался Гадарой. Очевидно, что это тоже древние испанские евреи , испытывая страшный нажим, все запутали. И это все их теории, хотя топонимика – вещь далеко не всегда теоретическая, а чаще весьма и весьма практическая. За Кадисом-Гадарой расположился, кстати, город Херес, чем-то отдаленно напоминающий евангельскую Герасу. И ведь можно даже вспомнить чем. Эпизоды Евангелий, в которых речь идет об изгнании бесов и вселении их в стадо свиней происходят и в земле Гадаринской, и в земле Герасинской. Как предполагают многие комментаторы Библии, это один и тот же эпизод, распавшийся в тексте Писания на два. Если речь идет о Кадисе-Гадаре и Хересе, то дробление эпизода объяснимо: для кого-то это была земля Гадары, для кого-то – Герасы (Хереса). И то, и другое не противоречит объективной географии. Но для последующих переписчиков Гадара и Гераса уже были разнесенными в пространстве географическими данностями, да и Гадара стала Кадисом, вот и расклеился эпизод со стадом свиней на две части.
А ещё неплохо было бы вспомнить, о чем писал Жан Боден в «Методе легкого познания истории (Париж, 1566), глава 9:
«В Галлии и Испании наиболее древним родом из всех, как представляется, является род Левита, который начинается от Левития, поэтому правители абиссинцев и израильтян называются нобилиями. Они точно определили источник происхождения своего собственного народа, поэтому Альварес не вносит никаких дополнений. Итак, только евреи превосходят другие народы своей древностью, никто, кроме них, не может проследить древних корней своего рода. Все, перемешанные вместе, укрепляют ствол, но отвергают ответвления. Правда, что священный народ, который утвержден в возвышенной славе знатности со времен Арона и процветал 2300 лет, вымирает в бедствиях в землях готов и вандалов, не посягая на священную месть».
То есть для историка XVI века совершенно очевиден тот факт, что род Левитов — самый древний из всех в Галлии и Испании. Значит, ничего сверхъестественного в том, что еврейская земля (Иберия) была как раз на территории нынешней Испании, нет. Как нет ничего странного в том, что соседняя Галлия и есть «та самая» Галилея, из которой происходил Христос.
|
</> |