Легенда авиации СССР в Казани
podmoskva — 17.12.2018 Легенда авиации - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы, красавец Ту-144. Естественно, мы знали о том, что он есть в Казани, поэтому не смогли проскочить мимо, проезжая Казань во время летнего автопробега на Алтай. И хоть времени было совсем в обрез, выкроили немного. Совсем скоро предстоит новая с ним встреча, но уже в Подмосковье. Вся в предвкушении.Казанский Ту-144 на сегодняшний день один из семи этих самолётов, сохранившихся во всём мире. Установлен на территории Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева.
Борт 77107, который находится в Казани, был испытательной машиной. Впервые он поднялся в воздух 20 августа 1975 года и всего выполнил 490 полетов. В 1984-м один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском этот борт, который собирались утилизировать, и он подал руководству КАИ мысль приобрести машину как учебное пособие. Институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей (столько тогда стоили «Жигули»), чтобы студенты могли воочию лицезреть конструкцию инженерного чуда и работу его агрегатов. Самолет прилетел сюда своим ходом. 29 марта 1985 года его посадил на аэродроме Казанского авиазавода экипаж Владимира Матвеева. Установить лайнер решили у ближайшего здания КАИ, подготовили площадку и в августе туда и «прикатили» самолет. Для этого от него пришлось отсоединить крылья, а в округе убрали троллейбусные провода. ( Цитата с сайта sdelanounas.ru)
Об этом самолёте я уже писала подробно после прошлого МАКСа. Действительно интересно и познавательно. Тогда под большим впечатлением я написала достаточно большой постик, отдав немало времени на его подготовку. Думаю, не будет лишним вспомнить ещё раз, поэтому продублирую сюда, чтобы по ссылкам не бегать.
31 декабря будет 50 лет со дня первого полёта этого лайнера. По этому поводу в Жуковском состоится интересное мероприятие, в программе которого будет экскурсия по самолету Ту-144 на территории ЛИИ им М.М. Громова, экскурсия по музею ЦАГИ и заседание в Дворце Культуры города с выступлениями летчиков-испытателей и конструкторов.
Собираюсь посетить все это и поэтому поделюсь чуть позже своими впечатлениями от встречи с легендой.
Ну, а пока смотрим и вспоминаем тот самый большой постик о легенде советской авиации:
Это первый и один из двух в мире типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Давайте немного подсмотрим в википедию, поскольку фактов много и мне, правда, в них разобраться не очень просто.
У самолета нет ни закрылков, ни предкрылков. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350—400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолётов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.
При переходе на сверхзвуковой режим осуществлялась сложная процедура перекачки топлива в центрирующий бак в грузовом отсеке, для компенсации смещения центра давления воздуха. В полёте на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей.
Самолёт не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси, первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта. Руководство по летной эксплуатации запрещало полёты ночью, хотя всё необходимое для этого оборудование имелось.
В начале пятидесятых годов реактивная авиация, в том числе и пассажирская, стремительно развивалась. В 1947 году впервые в мире звуковой барьер был преодолен американским самолётом, а с 1954 года началось производство сверхзвуковых истребителей: американского F-100 и советского МиГ-19.
Стал подниматься вопрос о перевозке пассажиров на самолётах, способных преодолевать сверхзвуковую скорость и создание самолётов такого типа. Такие перевозки открывали большие возможности: сокращалось время перелёта на дальние расстояния, самолёт не нуждался в промежуточных посадках для дозаправки.
В конце 50-х первыми в эту работу включились англичане (проект Bristol 223), а так же французы (проект Super-Caravelle). В итоге в 1962 году обеим странам для успешного создания и производства подобного самолёта пришлось объединить усилия. Так был создан проект сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» (Согласие). Советские специалисты уже знали о национальных британском и французском проектах сверхзвуковых пассажирских самолётов. Их макеты неоднократно экспонировались на международных авиационных салонах.
Работы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера в СССР начались в ОКБ Туполева в начале 60-х.
Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, также вместе с ним строился и второй экземпляр для статических испытаний.
Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года.
Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер. Этот самолет мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64. К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, 4 самолета так и не были построены.
3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель М. В. Козлов, лётчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин) и 8 человек на земле. Причины катастрофы были засекречены, но имели место версии, что причиной катастрофы мог быть слишком резкий манёвр во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом», задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте, нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить.
Несмотря на катастрофу 1973 года, самолет принимал участие в следующих двух авиасалонах в Ле-Бурже. В 1978 году случилась еще одна катастрофа с опытным образцом Ту-144, в 1980 году во время очередного испытательного полёта произошло разрушение одного из двигателей самолета. Тогда обошлось без погибших. Двигатели отправили на доработку. В конце 1981 года самолёт уже должен был начать коммерческую эксплуатацию, летая из Москвы в Красноярск. Однако во время наземных испытаний двигатели разрушились, полёты были вновь отложены. После смерти Брежнева отношение к самолёту у нового руководства страны изменилось. Предпочтение было отдано более простым и надежным дозвуковым аэробусам Ил-86. В начале июля 1983 года вышло постановление правительства о прекращении работ по Ту-144.
Такая вот история и такой вот интересный самолет. Сын сказал, что он похож на очень грустную таксу... И ведь правда очень грустная судьба у этой легенды.
Увидимся мы с ним уже скоро, 20 декабря...
|
</> |