Легенда авиации СССР в Казани

топ 100 блогов podmoskva17.12.2018 Легенда авиации - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы, красавец Ту-144. Естественно, мы знали о том, что он есть в Казани, поэтому не смогли проскочить мимо, проезжая Казань во время летнего автопробега на Алтай. И хоть времени было совсем в обрез, выкроили немного. Совсем скоро предстоит новая с ним встреча, но уже в Подмосковье. Вся в предвкушении.
Легенда авиации СССР в Казани


Казанский Ту-144 на сегодняшний день один из семи этих самолётов, сохранившихся во всём мире. Установлен на территории Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева.

Легенда авиации СССР в Казани

Борт 77107, который находится в Казани, был испытательной машиной. Впервые он поднялся в воздух 20 августа 1975 года и всего выполнил 490 полетов. В 1984-м один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском этот борт, который собирались утилизировать, и он подал руководству КАИ мысль приобрести машину как учебное пособие. Институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей (столько тогда стоили «Жигули»), чтобы студенты могли воочию лицезреть конструкцию инженерного чуда и работу его агрегатов. Самолет прилетел сюда своим ходом. 29 марта 1985 года его посадил на аэродроме Казанского авиазавода экипаж Владимира Матвеева. Установить лайнер решили у ближайшего здания КАИ, подготовили площадку и в августе туда и «прикатили» самолет. Для этого от него пришлось отсоединить крылья, а в округе убрали троллейбусные провода. ( Цитата с сайта sdelanounas.ru)

Легенда авиации СССР в Казани

Об этом самолёте я уже писала подробно после прошлого МАКСа. Действительно интересно и познавательно. Тогда под большим впечатлением я написала достаточно большой постик, отдав немало времени на его подготовку. Думаю, не будет лишним вспомнить ещё раз, поэтому продублирую сюда, чтобы по ссылкам не бегать.

Легенда авиации СССР в Казани

31 декабря будет 50 лет со дня первого полёта этого лайнера. По этому поводу в Жуковском состоится интересное мероприятие, в программе которого будет экскурсия по самолету Ту-144 на территории ЛИИ им М.М. Громова, экскурсия по музею ЦАГИ и заседание в Дворце Культуры города с выступлениями летчиков-испытателей и конструкторов.

Легенда авиации СССР в Казани

Собираюсь посетить все это и поэтому поделюсь чуть позже своими впечатлениями от встречи с легендой.

Легенда авиации СССР в Казани

Ну, а пока смотрим и вспоминаем тот самый большой постик о легенде советской авиации:
Легенда авиации СССР в Казани
Это первый и один из двух в мире типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Давайте немного подсмотрим в википедию, поскольку фактов много и мне, правда, в них разобраться не очень просто.
Легенда авиации СССР в Казани

У самолета нет ни закрылков, ни предкрылков. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350—400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолётов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.
Легенда авиации СССР в Казани

При переходе на сверхзвуковой режим осуществлялась сложная процедура перекачки топлива в центрирующий бак в грузовом отсеке, для компенсации смещения центра давления воздуха. В полёте на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей.
Легенда авиации СССР в Казани

Самолёт не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси, первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта. Руководство по летной эксплуатации запрещало полёты ночью, хотя всё необходимое для этого оборудование имелось.
Легенда авиации СССР в Казани

В начале пятидесятых годов реактивная авиация, в том числе и пассажирская, стремительно развивалась. В 1947 году впервые в мире звуковой барьер был преодолен американским самолётом, а с 1954 года началось производство сверхзвуковых истребителей: американского F-100 и советского МиГ-19.
Легенда авиации СССР в Казани

Стал подниматься вопрос о перевозке пассажиров на самолётах, способных преодолевать сверхзвуковую скорость и создание самолётов такого типа. Такие перевозки открывали большие возможности: сокращалось время перелёта на дальние расстояния, самолёт не нуждался в промежуточных посадках для дозаправки.
Легенда авиации СССР в Казани

В конце 50-х первыми в эту работу включились англичане (проект Bristol 223), а так же французы (проект Super-Caravelle). В итоге в 1962 году обеим странам для успешного создания и производства подобного самолёта пришлось объединить усилия. Так был создан проект сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» (Согласие). Советские специалисты уже знали о национальных британском и французском проектах сверхзвуковых пассажирских самолётов. Их макеты неоднократно экспонировались на международных авиационных салонах.
Легенда авиации СССР в Казани

Работы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера в СССР начались в ОКБ Туполева в начале 60-х.
Легенда авиации СССР в Казани

Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, также вместе с ним строился и второй экземпляр для статических испытаний.
Легенда авиации СССР в Казани

 Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года.
Легенда авиации СССР в Казани

Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер. Этот самолет мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64. К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, 4 самолета так и не были построены.
Легенда авиации СССР в Казани

3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель М. В. Козлов, лётчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин) и 8 человек на земле. Причины катастрофы были засекречены, но имели место версии, что причиной катастрофы мог быть слишком резкий манёвр во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом», задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте, нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить.
Легенда авиации СССР в Казани

Несмотря на катастрофу 1973 года, самолет принимал участие в следующих двух авиасалонах в Ле-Бурже. В 1978 году случилась еще одна катастрофа с опытным образцом Ту-144, в 1980 году во время очередного испытательного полёта произошло разрушение одного из двигателей самолета. Тогда обошлось без погибших. Двигатели отправили на доработку. В конце 1981 года самолёт уже должен был начать коммерческую эксплуатацию, летая из Москвы в Красноярск. Однако во время наземных испытаний двигатели разрушились, полёты были вновь отложены. После смерти Брежнева отношение к самолёту у нового руководства страны изменилось. Предпочтение было отдано более простым и надежным дозвуковым аэробусам Ил-86. В начале июля 1983 года вышло постановление правительства о прекращении работ по Ту-144.
Легенда авиации СССР в Казани

Такая вот история и такой вот интересный самолет. Сын сказал, что он похож на очень грустную таксу... И ведь правда очень грустная судьба у этой легенды.

Увидимся мы с ним уже скоро, 20 декабря...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эпопея началась в 2017 году, когда наши замечательные власти решили внедрить по району велосипедные дорожки. Внедрёж, то есть я хотела сказать, внедрение осуществлялось простейшим способом. Двое деятелей в оранжевых жилетах взяли квач, взяли ведро белил и разметили пунктиром ...
У нас мир, красота, снег, чистота, а там кровь и слезы. Ответите. Ребята, не берите в плен НИКОГО. Приехали, а тут сообщения вот такие от наших родных. Что ж, мы дождёмся. Уже ...
Я кожей чувствую тот нерв, который проходит сегодня через всё украинское общество. Тот нескончаемый стресс, с которым живёт сегодня украинец. Постоянные сводки с фронта, глубоко-въевшееся чувство угрозы, похоронки, неумолимо расползающиеся по всем уголкам страны. Слёзы в тишине по ...
Tweet А в целом, мои требования к государству можно сформулировать в виде трех "С": Сила, Справедливость, Счастье. Я хочу, чтобы мое государство было сильным и способным защитить мои интересы как вне, так и внутри страны. Чтобы я был уверен, что ...
Сегодня будет пост без скандалов и расследований. Все просто, на снимке фотограф Новой Газеты – Евгений Фельдман. Пару дней назад он зашел в Макдональдс на ВДНХ, чтобы поесть немного экологически чистой здоровой и безвредной пищи, но внезапно события развились очень печальным ...