Кустодиев - трактиру!

Баранки — народу! Чай — купчихе! Картинки — трактиру! Обнаружила в каталоге Национальной галереи Армении эскизы Бориса Кустодиева для оформления трактира «Ягодка»! Они так меня очаровали, что я принялась гуглить об этом милом заведении.


Очень хотелось найти упоминание об эскизах и о самом трактире. В Санкт-Петербурге «Ягодка» была известна, по эскизам Кустодиева ее расписывал, в том числе и Бенуа. Упоминание об этом нашлось в воспоминаниях сына художника. Вот этот фрагмент:
Рисовал отец Горин-Горяинова несколько раз, а затем сделал гравюру на линолеуме. Психологически портрет очень похож — тот же ясный взгляд, длинный нос, что-то от Наполеона. Борис Анатольевич обладал тем, что всегда привлекало и интересовало отца в людях,— тонким умом, иронией и умением необыкновенно образно рассказывать. Отец рисовал его каждый раз по два часа; в это время Горин-Горяинов что-нибудь рассказывал, и зачастую отцу приходилось прерывать свою работу от смеха: из глаз шли слезы — настолько образно и ярко Борис Анатольевич изображал своих персонажей. Сам же Б. А. Горин-Горяинов был большим почитателем отца, неизменным его поклонником. Он приобрел все эскизы отца к росписи трактира «Ягодка», находившегося в период нэпа на Троицкой улице. Они были выполнены карандашом и акварелью. Расписывали трактир по этим эскизам Николай Александрович Бенуа, его сестра Анна и я. Росписи получились очень забавными.

Как же они попали в Армению? Возможно, потомки коллекционера оказались каким-то образом в Ереване, например, в качестве приглашенных специалистов. В советские времена передать государству коллекцию редкого фарфора или картин было обычным делом, почетным.
Вообще, культурный обмен между Ереваном и Санкт-Петербургом был интенсивнее, чем это принято считать. А тем более до Великой Отечественной, когда в Армении еще помнили старую столицу России, на главном проспекте которой с восемнадцатого века стоит армянская церковь. Армения привлекала множеством настоящих древностей: развалин и вполне сохранившихся. Но, вернемся к картинкам.

В 2006 году в одном из аукционов всплыла картинка, расположенная слева. Это один из первых эскизов Кустодиева, представленный на антикварный рынок галереей «Альбион». Таким был первый «Половой» из числа персонажей «Ягодки». Но потом художник полностью изменил этот образ, и в итоге получился вот такой веселый растяпа. А это другой персонаж, «Кутила»:

Упоминание о «Ягодке» есть и в мемуарах самого художника. Он пишет, что в его честь устроили «Кустодиевский вечер», а он все еще плохо себя чувствует, и пойти ему тяжело.

Надо бы съездить в Питер, узнать, что стало с трактиром. Вдруг что-то сохранилось?
|
</> |