Курортная тема: где посмотреть?


Со временем меня стало интересовать все, что связано с массовым отдыхом: история его развития, тенденции, отражающие общественные процессы, традиции. В основном я черпала сведения из узкоспециализированных книг, которых относительно немного даже в самой большой библиотеке.
Со временем интерес к курортной теме сузился до изображения этого явления в отечественном кинематографе.
Я подумала, что самыми информативными можно считать кинокартины 1950-80-х годов. Нижняя граница связана с тем, что летний отдых стал массовым именно в середине ХХ века, а верхняя появилась потому, что надо же как-то ограничить свой кругозор.
С конца ноября мой интерес то угасал, то разгорался с новой силой, и вот уже два месяца я периодически обращаюсь к лентам, в которых фигурируют санатории, дома отдыха и пансионаты, а также отдыхающие в них граждане и, самое главное – эпоха.
Да, это важный момент: меня увлекают только те картины, в которых показано текущее время. Так можно рассчитывать на достоверность или минимальное приукрашивание действительности. Конечно, это не документализм, но все-таки близко к нему.
Что мне удалось найти и посмотреть? Совсем немного. Так немного, что я даже удивлена.
Как ни странно, но советская киноиндустрия прошла мимо организованного курортного отдыха как культурного феномена, и, несмотря на популярность санаториев и туристических баз, в отечественном кинематографе трудно обнаружить фильмы на заданную тему.
Строго говоря, только в трех картинах действие целиком или частично развивается в санаториях: в «Старике Хоттабыче» (1956), в «Мы с вами где-то встречались» (1954) с Аркадием Райкиным в главной роли и в комедии «Безумный день» (1956). Кстати, режиссером двух последних кинолент был Андрей Тутышкин, который, видимо, тоже увлекался курортной темой.
В одном эпизоде «Старика Хоттабыча» показан сочинский санаторий имени Орджоникидзе, несколько ключевых сцен комедии «Мы с вами где-то встречались» разворачиваются в санатории в Ливадии, и только «Безумный день» практически целиком протекает зимой в подмосковном доме отдыха «Липки».
В итоге даже из этих трех картин для изучения устройства организованного отдыха советских граждан пригодна только последняя картина, которую можно считать своеобразной энциклопедией своего времени.
И даже такой небольшой объем очень ценен и информативен.
Сравнивая кадры конца 1950-х с более поздними, можно воочию убедиться, как менялась функция курорта: если в середине века советский курорт в первую очередь выполнял лечебную функцию (и потому отдыхающие в кадре ходят в пижамах и постоянно перемещаются с одной процедуры на другую), то к последней трети столетия санатории стали местом развлечения и отдыха в современном понимании этого слова.
Функция просвещения со временем тоже сошла на нет, потому что к 1960-м годам уже не было необходимости обучать трудящихся полезному, строго регламентированному досугу.
На 1950-х скудные съемки санаториев фактически заканчиваются.
Туризм получает государственную поддержку и стремительно приобретает самодеятельный, то есть свободный характер. Отдых «дикарем» охватывает массы, чем, вероятно, и можно объяснить малочисленность картин, в которых фигурируют лечебно-профилактические учреждения.
Только один фильм целиком и полностью соотносится с интересной мне темой - «Из жизни отдыхающих» (1980). В нем показана курортная жизнь, но - вне сезона.
Поздняя осень в Крыму, долгие разговоры, меланхолия и последняя надежда на счастье в личной жизни (как было принято говорить в те годы). В фильме нет безмятежности и легкости, с которыми ассоциируется курортная жизнь, и этим он уникален.
Если у вас выдастся свободный вечер, я искренне советую вам пересмотреть «Из жизни отдыхающих». На расстоянии в сорок с лишним лет можно оценить и прекрасную актерскую игру, и блестящие режиссерские находки.
В картине нет ничего сталелитейного, но есть глубокая драма одиночества, показанная деликатно и тонко.
В список моего внеклассного просмотра попала кинолента «Зимний вечер в Гаграх» (1985), но она практически не раскрывает санаторскую тему, да и не очень понятно, почему город Гагра во множественном числе написан не так, как положено («в Гагре»), ведь на момент создания фильма он уже более тридцати лет не именовался Гаграми.
«Три плюс два» (1963), «Будьте моим мужем» (1981) и «Спортлото-82» (1982) я тоже включила в список, несмотря на то что в этих картинах показан «дикий» отдых.
Особенно мне нравится комедия «Три плюс два», которая хороша всем: и начальными титрами, и жизнеутверждающей атмосферой, абсолютно не натянутой и не пропагандистской. Если решите последовать моему примеру и пересмотреть эту великолепную романтическую комедию, обратите внимание на широкоформатную версию. И не пропустите титры - они сделаны с таким вкусом и тонким юмором, что могут считаться отдельным художественным произведением.
Еще две картины, за которыми я неспеша провела два долгих февральских вечера - «Дамы приглашают кавалеров» (1980) и «Дама с попугаем» (1988).
Первая очень тонкая и наивно-светлая, вторая – более сложная и драматическая. Обе ленты с открытой концовкой, но я уверена, что за кадром герои обрели свое счастье.
Правда, в изучении темы они мне помогли совсем чуть-чуть, хотя в «Даме с попугаем» первая часть сюжета разворачивается в пансионате курорта Пицунда.
Все упомянутые фильмы очень хороши! Я рада, что посмотрела их вновь, потому что эти просмотры были приятным прикосновением к качественному киноискусству.
И, кстати, я увидела в них все атрибуты времени, увиденные в ноябре в музейной витрине.

Но что же делать с моим неунывающим познавательным интересом?
Я чувствую, что тема не исчерпана, но, может быть, просто не помню фильмы, в которых показана курортная жизнь? Напомните мне их, пожалуйста.
|
</> |