Куреневский потоп в Киеве - то о чем не говорили в СССР
pantv — 13.03.2023Великой Отечественной войны (1941-1945) план реконструкции Киева предусматривал создание парка на территории урочища Бабий Яр, где прежде находился военный лагерь.
В 1940 году городские власти решили дополнительно построить в этом районе лыжную базу и трамплин для прыжков на лыжах. Реализации планов помешало нападение нацистской Германии на СССР. Однако после войны к давнишней идее частично вернулись, несмотря на трагическую страницу Бабьего Яра: во время немецкой оккупации там производились массовые расстрелы.
Трагедию "Бабьего яра" надо знать и помнить
В 1950 году руководство Киева постановило заполнить Бабий Яр отходами Петровских кирпичных заводов. Преследовались две цели: во-первых, очистить карьеры от непроизводственных грунтов, во-вторых, ликвидировать овраг длиной 2,5 км и глубиной свыше 50 м, один из самых больших в Киеве, и благоустроить территорию, прилегающую к Сырецкому жилищному массиву.
Для создания плоского рельефа, побочный продукт работы кирпичных заводов предлагалось вывести в отроги Бабьего Яра в виде пульпы – грязевой песчано-глинистой массы.
2 декабря 1952 года Киевский горисполком выдал разрешение приступить к намыву отрога №3. Всего же за 10 лет было намыто свыше 4 млн м³ грунта. Общая площадь намыва составила около одного 1 км².
Намыв выполнялся на высоте от 40 до 60 м над уровнем большого промышленного и жилого района Киева — Куреневки. Пласт достигал 30 м, но вместо бетонной дамбы строители возвели земляную, которая не соответствовала ни изначальному проекту, ни нормам безопасности.
Начиная с 1957 года стали возникать аварийные ситуации, когда вода с песком периодически заливала прилегающую местность. Однако закачку пульпы не прекратили. И 13 марта 1961 года земляная дамба не выдержала.
Скопившаяся в Бабьем Яру пульпа вперемешку с талой водой прорвала дамбу около 9 часов 30 минут утра. Грязевой вал высотой 4-6 метров за считанные секунды накрыл низину перед Кирилловской церковью. В месте прорыва высота вала достигала даже 14 м. Селевой поток двигался со скоростью 5 м/с. Пульпа залила площадь примерно в 34 гектара. На этой территории было сравнительно мало жилых домов: там располагалось трамвайное депо имени Красина, стадион «Спартак» и безлюдный парк.
«Это было что-то страшное: там рука, там нога, там лужа крови, — рассказывала киевлянка Ольга Шевченко, проживавшая на территории трамвайного депо имени Красина. — Вода заливалась в окна.
Люди разбивали стекла, и вытягивали детей и женщин, потому что выйти из дверей было уже нельзя. В тот день было и солнце, и дождь, и снег. Потемнело небо. Трамвая не стало на моих глазах. Попадали столбы, свисавшие с них провода искрили в воде. Я в одном ботинке лавировала между ними. Моя мама сильно была побитая. Когда она вышла из комнаты, вдарила лавина, подхватила ее, понесла по коридору, занесла на кухню. Ее перевернуло, она даже наглоталась воды. Следом пошла вторая лавина, подняв маму аж под самый потолок».
В районе устояло лишь здание Подольской больницы. Часть больных спасалась от затопления на его крыше.
Останки людей находили и через две недели после трагедии. По официальным советским данным, впервые обнародованным 31 марта 1961-го, погибли 145 человек. Зарубежные издания сообщали о 2000-3000 жертвах катастрофы. Примерно так же оценивали число погибших сами киевляне в кухонных беседах между собой...
Инфа и фото (С) интернет