Купил остров по дальневосточному гектару и сделал заповедник

Остров Рогачева – это небольшой участок суши площадью около двух гектаров. От Кунашира он находится на удалении пятисот метров с тихоокеанской стороны. Путь из Южно-Курильска составляет примерно тридцать километров лодкой. На острове находится самый крупный на Южных Курилах птичий базар. Там обитают: тупики-носороги, топорки, очковые чистики, два вида бакланов (японский и уссурийский), небольшое количество чаек, а также пара видов хищных птиц — орлан-белохвост и скопа.
Интервью с хозяином острова (отсюда https://sher.media/privatizirovat-ostrov-chtoby-sohranit-ego-intervyu-s-yuzhno-kurilchaninom-dmitriem-sokovym/):
Как появилась идея взять этот остров в собственность и под свою защиту?
— Появилась такая мысль, когда объявили программу «Дальневосточный гектар». Я думал о том, стоит ли мне этим заниматься или не стоит, потому что дело интересное, но разводить крупнорогатый скот и выращивать картошку я точно там не собирался – хотелось что-то для себя, для души. Спонтанно пришла идея, что я могу приватизировать остров, который утром в хорошую погоду можно видеть из окна моего дома. Плюс несколько раз я бывал на этом острове вместе с орнитологами, которые приезжали на исследования. О том, что там находится самая большая на Южных Курилах колония морских видов птиц, я знал. И очень не хотел, чтобы кто-то вторгся в их жизнь.
Как проходила процедура оформления через «Дальневосточный Гектар»?
— Сложностей особенно не было. Придя в отдел землеустройства южнокурильской администрации, я указал на карте территорию, которую хотел получить. Тут же мы с сотрудником проверили доступность в кадастровой карте, я сделал замеры, и получилось, что общая площадь острова – 1,7 гектара. Подал заявку, а в назначении вписал — «охрана природных территорий». И вот договор безвозмездной аренды сроком на пять лет у меня на руках.
Вопрос состоял в другом: по истечении пяти лет я должен был показать деятельность, которую провел на острове, чтобы в дальнейшем оформить право собственности. Для этого я заключил договор с заповедником, приобрел резиновую лодку с мотором, стал ежегодно возить на остров научных сотрудников и финансировать научные исследования по численности и биологическому составу тамошних птиц. Кроме того, начал организовывать вокруг острова экскурсии для турфирм. Брал туристов и возил их на остров: показывал птиц, читал небольшие лекции, получал прибыль, с которой платил налоги. По истечении 3,5 лет в декларации у меня были указаны и затраты, и прибыль. После этого оформили право собственности на территорию. Единственный вопрос, который возник при оформлении – о прибрежной полосе. Согласно водному кодексу мне не разрешили оформить ее часть. В итоге площадь острова получилась – 1,2 гектара.
Что вы узнали об острове по результатам научных исследований?
— Из отчетов ученых, побывавших на острове, я узнал, что на данный момент на острове обитает порядка 20–25 тысяч особей тупиков-носорогов – птиц, которые гнездятся в норах. Оттого практически весь остров выглядит, как сыр, он весь в дырках-норках этих носорогов. Они там ночуют и выводят птенцов, проводя весь день на воде в поисках добычи. К ночи в сумерках вся эта огромная масса прилетает на остров и в норах пережидает ночь. Зрелище, когда это скопище птиц прилетает на остров, удивительное.
Несмотря на достаточно активное привлечение внимания к полученным землям, Дмитрий пока не может добиться важнейшего для всей этой истории статуса – признания острова заказником. В России нет законодательного инструментария для того, чтобы оформить территорию частным заказником.
— Чтобы остров считался заказником у него должен быть кем-то утвержденный статус. Вот заповедник «Курильский» организован постановлением министерства экологии Российской Федерации. В этой сфере существует мировая практика, которая сейчас распространена в Европе, в Австралии, США. Там есть частные заказники и частные заповедники. Граждане при желании могут выкупить какую-либо территорию у государства, организовать там заповедник и, после разрешения органа власти, создать частный заповедник. У нас такой практики на законодательном уровне нет. Поэтому сейчас есть желание и территория, есть статус, но пока этот статус никем не утвержден.
Чем вы планируете заниматься на острове?
— Ничем заниматься не планирую. Эта территория изначально задумывалась как максимально защищенная от воздействия человека. Поэтому, когда я вожу экскурсии, мы на этот остров не высаживаемся. Я вожу вокруг, а высаживаю только научных сотрудников. Но в будущем думаю делать экскурсии с высадками для бердвотчеров (люди, которые наблюдают за птицами). Но никакой хозяйственной деятельности там не будет.
Случай Дмитрия все-таки подвержен некоторой доле везения. Буквально через месяц после оформления аренды Министерство Обороны РФ приостановило возможность брать территории на Курильских островах по «Дальневосточному Гектару». Дмитрий рассказывает, что у него нет идей по поводу причины такого ограничения, однако сейчас на карте свободных территорий некоторая площадь курильских островов выделена серым цветом.
|
</> |