Кунсткамера сорок лет спустя

Как житель культурной столицы, интеллигент и потомственный
аристократ, я очень люблю ходить в музеи. В самые разные, от
Эрмитажа до музея Водки. Естественно, за прожитые годы везде уже
побывал и теперь просто повторяю пройденное. Хожу, так сказать, по
кругу. Но это не круги ада, поверьте. Прикоснуться к прекрасному
для меня всегда праздник. Даже если в пятый, десятый или сотый раз.
В любом музее испытываю невероятные, непередаваемые ощущения.
Восторг, слёзы на глазах и вот это вот всё.
Но! Есть одно исключение — Кунсткамера. Объяснить почему, не могу,
хоть убейте. Никакой антипатии или неприязни к музею антропологии и
этнографии имени Петра Великого Российской академии наук не имею,
абсолютно. Однако, желания сходить туда, освежить в памяти, долгое
время не возникало. Последний раз был там ещё когда учился в школе,
то есть более сорока лет назад.
И вдруг такой неожиданный подгон. Читаю новости: «6 декабря —
день Кунсткамеры. Бесплатный вход для всех категорий граждан». Это
шанс всё исправить и пойти дорогой дружбы с антропологией и
этнографией, решил я. Российская академия наук посылает мне сигнал.
Причём не за 400 рублей (стоимость входного билета в обычные дни),
а делает жест доброй воли.
По такому случаю помылся, побрился, надел костюм с отливом. Жена
достала с антресолей вечернее платье, купленное в Кемере в 2002
году, причёску сделала.
На лестнице соседка, увидев нас, ахнула: «Куда вы такие нарядные?
На приём в Генеральное консульство Азербайджана?» Я только
загадочно подмигнул ей и приложил палец к губам, мол это секретная
информация.

Как оказалось, пригласили не только нас. Более того, всех желающих пойти дорогой дружбы музей одновременно вместить не мог, поэтому образовалась очередь. Глядя на неё у меня сразу возник вопрос: а почему все эти люди не на работе, ведь будний день? Андропова на них нет.

Выглядит угрожающе, но это всего на полчаса. Да и чего не
постоять-то?! Погода выдалась прекрасная: лёгкий морозец, небольшой
снежок, освежающий ветерок с Невы. К тому же, в очереди происходит
живое общение с людьми, можно узнать много интересно.
У женщины из Купчино, например, кошка родила четверых котят. Теперь
она их пристраивает по друзьям и знакомым. Фоточки показывала в
телефоне — хорошенькие. А у пары из Тольятти (мужчина и женщина;
теперь по новому закону о запрете пропаганды нехорошего нужно
обязательно уточнять) в этот день годовщина свадьбы. Днём они
сходят в музей, а вечером пойдут отмечать событие в «Пхали-Хинкали»
на Большой Морской.
Ну, и, Чемпионат мира по футболу, куда же без него. Подавляющее
большинство в очереди болеет за Месси. Чем им не угодил Мбаппе,
выяснять не стал. Зачем? Это видно невооружённым глазом. Торчащие
уши расизма не спрячешь.
Представляете, как интересно?!
Под такие задушевные разговоры очередь пройдёт незаметно. Даже
захочется ещё постоять, чтобы получить больше информации о жизни
людей как в Петербурге, так и в других городах и весях нашей
необъятной страны.
Видите, сколько эмоций и страстей выплёскивается ещё до погружения
в музейное чрево.
Я же говорю, ходить по музеям одно удовольствие.

Однако, без критики не обойтись. Я всегда стараюсь рассказывать
объективно, освещая увиденное со всех сторон, с негативной в том
числе.
Что же мне бросилось в глаза сразу при входе, прямо резануло?
Прозвучит парадоксально, но в том-то и дело, что я не увидел ничего
особенного вообще. Всё выглядело стандартно: касса, гардероб,
туалет, турникет.
Понимаете, День Кунсткамеры — это праздник. И мы, посетители, гости
на нём. А как встречают гостей? Нет, я не ждал ломящихся от
напитков и закусок столов в каждом зале, боже упаси. Зачем этот пир
во время чумы?
Но ведь можно же было на лестнице поставить девушек в купальниках с
подносами в руках. Чтобы каждый пришедший мог выпить бокал
шампанского или пропустить стопочку-другую чего-нибудь покрепче. А
получив заряд бодрости, пройти на осмотр экспозиции. Скромненько,
простенько, но зато с изысканным петербургским вкусом.
Тут недокрутили вопрос, увы.

Что я знал об этом музее ещё со школьной, не побоюсь этого
слова, скамьи?
Там показывают и рассказывают о народах мира. Про их быт, культуру
и традиции. Всё очень наглядно, в полный, так сказать, рост с
артефактами и подробным описанием. И за годы моего отсутствия здесь
ничего не изменилось. Ну, почти.
Да и что должно измениться, если рассуждать логически?
Алеуты, например, как охотились в плащах из китовых кишок, так до
сих пор в них стоят.

И деревянная шапка на месте.

А вот про индейцев хотелось бы больше информации. Показаны они хорошо, красиво даже.



Жизнь у них была не сахар, чего уж там. Чтобы дождь пошёл и
огород полил, приходилось гремучую змею в зубах зажимать, она
символизировала молнию. И потом раз — молния в небе, гром и
холодненькая пошла. Змею после ритуала отпускали. Не жрать же её.
Кто потом молнию вызывать будет?
У нас в Петербурге, к счастью, таких проблем нет. Дождь хорошо идёт
сам, змей не прикусываем. Да и снег валит только в путь, не
успевают убирать. Впрочем, сейчас не об этом.

А что с информацией об индейцах не так? Да всё не так, если
честно. Вот смотрите.
На территории нынешней России живут народы, которые тут жили
испокон веков. В Китае до сих пор живут китайцы, что характерно. В
Японии — японцы, в Африке — негры. И так далее. Несмотря на все
потрясения, войны, колониализм.
А в Америке кто живёт? Понаехавшие. Так они везде теперь есть,
можно легко парировать. Но везде ли они полностью заменили коренное
население? Что случилось с индейцами? — хотелось бы спросить у
Российской академии наук. Все вымерли как динозавры? Или ещё что-то
произошло? Так объясните детям, в первую очередь, можно ли сейчас
найти родственников их любимого Чингачгука.
А об этом в зале Северной Америки ни слова, увы.


Ну, а так, в общем и целом, есть на что и на кого посмотреть.
Много разнообразных тётенек и дяденек со всего мира.






Утомлять картинками не буду, лучше один раз сходить в музей
самому, чем смотреть фотки в интернете, правда?
Но даже находясь в музее не всё понимаешь. Вот, например, китайские
парные курильницы «Слоны с чашами драгоценностей». Кто бы объяснил,
как они курили. А главное, что.

В башне Кунсткамеры часть экспозиции рассказывает о Российской академии наук, которая здесь и располагалась в 18-19 веках. Это как бы музей в музее. Его можно назвать музеем Ломоносова, ведь он тут работал с 1741 по 1765 годы и был одним из первых академиков Санкт-Петербургской академии наук, основанной Петром Первым.
Тяга Ломоносова к знаниям потрясает. Он так хотел учиться, что пешком пошёл в Москву из Архангельской области. Вы можете себе такое представить?! У меня в голове не укладывается. Зима ведь, холодина, бездорожье, а Михайло упрямо идёт за рыбным обозом, несмотря на все тяготы и лишения.

Почти 1200 километров протопал за три недели. По 50 километров в
день.
Мировой рекорд. До сих пор никто повторить не может. А почему?
Потому что учиться не хотят. Да и не надо это сейчас. Чтобы
стать чиновником, блогером или футболистом (самые востребованные
профессии на рынке труда), образование не нужно. Диплом можно в
подземном переходе купить, в крайнем случае. А потом удивляемся,
что заводы стоят.
Раньше всё по-другому было. Ученье — свет, а неученье — тьма. Вот и
ходили.

Здесь всё, как было в 18-ом веке, когда проходили заседания Академии наук с участием Ломоносова.

Стол, кстати, оригинальный. На нём зерцало — треугольная призма,
на сторонах которой указы Петра Первого, а сверху двуглавый орёл.
Это обязательный атрибут государственных учреждений Российской
империи.
Кресло для президента академии.
А если перевести на русский, то тут проходил сходняк научных
авторитетов под председательством смотрящего.
Вокруг центрального зала можно посмотреть чем занимались в
академии.
Химический кабинет, например. Батарея современная, не 18-го
века.

Есть личные вещи Ломоносова. Мне больше всего понравилась любимая рюмка Михаила Васильевича. Она подчёркивает величину таланта академика. Глубину его знаний во всех областях.

Далее у нас бухгалтерия и касса. По всей видимости, работникам Кунсткамеры зарплату выдают наличными. Я хотел уточнить этот момент, но дверь была закрыта.

Каждый уважающий себя музей должен иметь свою фишку. Экспонат или ряд экспонатов, по которым его легко можно идентифицировать. Буквально одним словом или словосочетанием. Назвал и сразу ясно о каком музее идёт речь. У меня с детства эти ассоциации :
Кораблики — Военно-Морской.
Пушки — Артиллерийский.
Трупики животных — Зоологический.
Белые медведи — зоопарк.
Медведи на велосипедах — цирк.
Голые тётки — Эрмитаж.
Маятник — Исаакиевский собор.
Строительные леса — Спас на Крови.
Тюрьма — Петропавловская крепость.
Пьяные матросы — крейсер Аврора.
А какая фишка у Кунсткамеры? Это не просто фишка, это изюминка.
То, зачем и приходят сюда. Вслух, конечно, стараются не говорить,
но по поведению посетителей сразу становится понятна цель
визита.
Я думал, что спустя десятилетия тут что-то поменялось, но нет.
Словосочетание для Кунсткамеры осталось прежним — уродцы в
банках.


Я когда увидел эту картину, то у меня реально челюсть отвисла.
Не от экспонатов, а от гостей музея. Во-первых, к витринам не
подойти, народ стеной стоит. Во-вторых, проводятся фотосессии,
делаются селфи и групповые снимки. В-третьих, смех. улыбки, весёлые
позы. Одна девушка выговаривала своему спутнику: «Я тебе русским
языком объяснила как снимать. Чтобы было видно, что в банках.
Специально ведь с краю встала. А ты что мне тут нафоткал? Давай ещё
раз!»
Короче говоря, всеобщая ажитация переходящая в экзальтацию.
Двухголовый телёнок тоже пользуется большим спросом.

Ну, а если у вас нет фотки со скелетом Николя Буржуа, который
был гайдуком Петра Первого, то значит в Кунсткамере вы не были.
Рост великана и силача 227 сантиметров. Рост Сабониса, например,
221, а Месси — 170. Почувствуйте разницу.
После смерти Николя пустили на органы. В хорошем смысле, конечно,
ради науки. До наших дней сохранились только скелет и сердце.
Сердце лежит рядом на постаменте.

В Кунсткамере есть ещё одна локация для фотосессии. В китайском
отделе стоит гроб, китайский, что характерно. Конец 19 — начало 20
веков.
К нему тоже не подойти. Оно и понятно, каждый мечтает о фотографии
у гроба. Жалко только, что он закрытый. Если бы открыли и разрешили
туда забираться, люди с удовольствием фотографировались бы лёжа в
гробу. Точно вам говорю.

На контрасте можно посмотреть на монгольскую юрту. Все проходят мимо, только одна девушка заинтересовалась. Это же не гроб и не скелет, в конце концов.

Закончить хотелось бы на оптимистической ноте. Без этих всех
ужасов нашего городка.
2 ноября в Кунсткамере открылась новая постоянная экспозиция
«Имперский зал: Многонародная Россия». Там про народы России, как
не трудно догадаться.



Кроме всего прочего на экспозиции есть виртуальная примерочная
(их две) — интерактивная панель, позволяющая примерить костюмы
участников карнавала 18 века.
Пошёл примерять. И что вы думаете? Тут тоже не протолкнуться. Чего
они здесь-то забыли?! Шли бы к банкам, скелетам и гробам.
В общем, кое-как, работая локтями, удалось прорваться, извините, на
панель и накинуть на себя ненецкий костюмчик. Почему именного его?
А там выбирать времени не было. Панель она такая.

Вот такая дорога дружбы получилась.
Приглашаю всех в Кунсткамеру 6 декабря 2023 года. Не
пожалеете.

|
</> |