Культура обиды

Фёдор Достоевский. "Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение."
Ивлин Во. Блаженная лень молодости! Как неповторима она и как важна. И как быстро, как невозвратно проходит! Увлечения, благородные порывы, иллюзии, разочарования - эти признанные атрибуты юности остаются с нами в течение всей жизни. Из них составляется сама жизнь; но блаженное ничегонеделание - отдохновение еще не натруженных жил, огражденного, внутрь себя обращенного ума - принадлежит только юности и умирает вместе с ней.
«Как несправедливо редко в зрелые годы вспоминаем мы добродетельные часы нашей юности, ее дни видятся на расстоянии непрерывной чередой легкомысленных солнечных беспутств. История молодой жизни не будет правдивой, если в ней не найдут отражения тоска по детским понятиям о добре и зле, угрызения совести и решимость исправиться, черные часы, которые, как зеро на рулетке, выпадают с грубо предсказуемой регулярностью.»
Письма к Якову Правицкому
[В с. Бабаи, 1786 г.]
...Не потерял ли ты доселе самого себя, т. е. мыслей твоих и сердца твоего? Мысли и сердце со мною ныне, отвечаешь мне, верю. Сии же то и бедствие есть. Не могу разлучиться от того, что всегда мучит и жжет и в сем ли есть горький источник и приснотекущий вечных мучений. Не сия ли есть истинная гибель? Погубить самого себя, убежать, потеряв себя. Так и не избегнуть бед, ибо бедствие, как удица, внутри сердца увязло, сердце же всегда с человеком, и оно-то есть человек, се есть едино истинное несчастие, смерть лютая и ад; не помышляйте, что несчастие вне. В вас и в нас входящее извне не сквернит человека. Для чего же равно обратно не сказать — приходящее извне не обессчастливит? Где же и откуда? Исходящее от сердца. Те суть сквернящие. Видишь, что внутри нас счастие и несчастие, какое же есть знамение спокойного и блаженного сердца? То же, что здравия телесного. Вкуси пищу, вкушаешь сладко, спишь и обращаешься везде весело. Вот Павел означает здравие сердца: «Радуйтесь непрестанно, о сей радости молитесь, о всем благодарите». Если такое сердце ты, тогда ты не ветхий человек и не гроб повапленный, но целый, нетленный и новый; радуйся, ибо в новый год желает тебе твой друг
Григорий Сковорода

Так что я стараюсь брать пример с тюленя. Всякий раз, когда я начинаю о чем-то загоняться, я чувствую, что занимаюсь небогоугодным делом. Вот тюлень богоугоден, а я в таких случаях нет.
Мне кажется, что наша человеческая небогоугодность связана во многом с тем, что мы хотим быть довольными собой и реакцией на себя других людей. И по этому порочному кругу человечество ходит, пока окончательно не свихнется.
А надо быть довольным океаном и тюленями. Тогда Бог тихонько расскажет тебе, зачем Он тебя сотворил. Ты все равно не поймешь по глупости своей, но за ум возьмешься.
Мир ведь, на самом деле, прекрасен и удивителен. Он только себя не осознает, и поэтому нужны мы. Кроме нас, мир еще осознает Бог, видит его совершенство и красоту, но Ему, наверно, хочется с кем-то поделиться, по любви Своей – Он показывает нам закаты, заснеженные горы, покрытые цветами поля, тысячелетние секвойи, океан, тюленей на берегу и говорит: "Правда, хорошо?" А мы отвечаем: "Да, замечательно", - и тем самым играем в мире какую-то осмысленную роль. А потом мы и сами что-то пытаемся сделать: устроить собственный дом, свою семью, выполнить хорошо свое дело, чтобы как бунинский персонаж перекреститься на смертном одре, сказать: "Думаю, я был хороший моряк", - и поднести это Богу. Если мы сделали все правильно, правильно прожили свою жизнь, то и по смерти мы опять порадуемся вместе с Богом правильно прожитой жизни, как при жизни радовались вместе, глядя на созданный Им мир.
Неверующие могут в это размышление подставить вместо Бога супруга/ребенка/маму, с кем они могут делить радость от красоты мира и своих успехов. Думаю, будет работать немного криво, но все же работать будет.
Многие неприглядные черты современности порождены тем, что люди не могут ужиться с собственным несовершенством. Более того, наши современники очень тяжело переживают несовершенство ближних и постоянно требуют сделать им, чтобы все сразу было хорошо, - и сделать быстро и решительно. Поэтому, скажем, раньше в законе были санкции за оскорбление святыни, а теперь "защита чувств верующих". Незаметно сменился объект защиты. Но про подобные вещи можно долго писать, думаю, это сегодня оффтоп.
А тем временем тюлень лежит и улыбается, потому что почему бы ему быть недовольным? Ему тепло, он, вернее всего, сыт, раз он пришел на лежбище. Его довольство конкретно и обоснованно. Принимать позу "тюлень" полезно и человеку, это возвращает какую-то опору, что ли. Тюленьи радости (и радость от тюленей) не зависят от мнения общества и равно доступны и не очень совершенным людям, и очень несовершенным. Бог все равно нас всех любит и каждый день зажигает для нас солнышко. И выкладывает на берег тюленей.
Николай Байбаков и Сталин. Вот вы — такой молодой нарком.... Скажите, какими свойствами должен обладать советский нарком?
— Знание своей отрасли, трудолюбие, добросовестность, честность, умение опираться на коллектив — начал медленно и подробно перечислять я.
— Все это верно, товарищ Байбаков, все это очень нужные качества. Но о важнейшем вы не сказали.
Тут Сталин, обойдя вокруг стола, подошел ко мне. Я решил подняться, но он не позволил, коснувшись чубуком трубки моего плеча.
— Советскому наркому нужны прежде всего «бичьи» нервы (так характерно произнес он слово «бычьи») плюс оптимизм.
Много лет прошло с тех пор, всякое было в жизни — и хорошее, и горькое, но эти слова запали мне в душу. В трудную, критическую минуту в моей судьбе они всегда вспоминались. «Бичьи нервы плюс оптимизм» — сколько раз приходили эти слова мне на ум и чаще всего на посту председателя Госплана.
Андрей Парибок. Похоже, что обстоятельства мирового развития предлагают нам прежде всего такой конструктивный ответ, как создание
ОБЩЕСТВА ВЕСЕЛЫХ СТОИКОВ-МИЗАНТРОПОВ.
Более универсального рецепта, чтобы не выживать и вегетировать, а продуктивно жить, я не нашел.
Бодхисаттва тоже таков, к слову сказать. У него нет иллюзий о людях и людишках.
Варвара Уризченко. Жертвы школьной травли - (о чем до сих пор плачете)
скольких ко злу направили - тем, что не дали сдачи?
Трусостью собственной или душевной немощью
скольких ребят обычных вы превратили в нелюдей?
Добрые глупые бабы, жертвы "абьюза" семейного,
что за себя и деток постоять не осмелились.
Это вы сотворили - не фиг в истериках биться
из мужика обычного - садюгу, а то и убийцу.
"Левую щеку подставь" - это слова для сильных.
Непротивление слабых рождает насилье.
Эльфы, элои и прочая нечисть - рассыпьтесь.
Без милосердия - непротивление сытых.
Вовремя врезать по морде бывает полезно
чтобы не ввергнуть обидчика в адскую бездну.

вопиющие вопросы
что такое нравственность?
что такое этика?
чем они отличаются?
что такое народ?
что такое общество?
что такое государство
- по его истине в генезисе;
- в представлении интеллигенции?
что такое сословие?
что такое социальный класс?
какими они должны или могут быть?
чем они отличаются?
каков их генезис?
какое их место в обществе и государстве?
зависят ли от них нравственность и этика?
что такое интеллигенция?
что важнее:
- индивид и его желания и чувства;
- семья-род и их продолжение;
- народ?
- государство?
- часть или целое?
в чем смысл ветхозаветных заповедей?
в чем смысл Нагорной Проповеди?
как она связана с масштабом и с типом членов общины?
со способностью общины к самовоспроизводству и самозащите?
с сословиями и классами?
с государством?
чем органическое отличается от механического?
в чем смысл прогресса?
какова историческая перспектива?
Деннет гонит пургу. Он просто не понимает что такое "Я", для чего оно, откуда оно взялось и какие у него бывают типы в зависимости от типа культуры и положения в ней индивида, находясь в плену западного субстанционализма и связанного с ним католико-простестантского сознания, в котором Я и душа - как раз вечные неизменные индивидуальные субстанции, против которых он и воюет (и это правильно).
Понимание индивидуальной души как бессмертной сущности было уже в Др.Египте 5000 и в Китае 3500 лет назад, и ее путь представлялся путешествием из одного мира в другой - сначала в земной, затем в небесный, однако во всех мирах душа пребывала в теле в общине душ и имела одни и те же потребности и потому слуг и жен господина хоронили вместе с ним, но ни о какой субстанциональности понятия не было.
и в конце 19 века уже кажется прагматист Джемс понимал Я не как субстанцию, а как автоинтенцию индивида в сообществе для отличения своего индивидуально-единичного от своего особенного (общинного - мы из ты), а того - от чужого всеобщего (включающего всех остальных - они из вы).
кроме того, в культурах Вост.Азии, где высшей ценностью было МЫ, Я не имеет значимой ценности и зависит от текущего положения индивида в общине в порядке старшинства и его обязанностей.
все эти культурно-исторические особенности понимания личности отражены в языках, особенно в системе местоимений, культур и их системах ценностей.
при этом сознание мира и самосознание себя в нем есть во всех культурах.
для того чтобы ориентироваться в мире и в себе, а не просто реагировать на внешние и внутренние раздражители, надо иметь картину мира и образ себя - общинного и личного, для чего и нам и дано сознание и самосознание, Мы-и-Я-в-Мире

Раскручивая смесь разных фракций в мешалке по мере нарастания скорости вращения произойдёт разделение — те фракции, что имеют меньшую плотность, чем среда, под действием центробежной силы разлетятся по периферии; а те фракции, чья плотность выше, соберутся в центре.
Понятное дело, что это 3-мерное распределение, но если смотреть сверху, кажется, что 2-х. Это может быть водоворот, или вихрь, или как у нас — социальный слом. И, что характерно, такой образ сопровождает многие исторические изменения ...
Андрей Парибок. Выживание как высшая ценность, причем, поскольку мы стайный вид, речь о выживании стаи (племени , большого племени) - до цивилизованный уровень. Цивилизация двояко от него отличается. БОльшим масштабом общности людей и обязательностью наряду с индивидами признания идеального, которое превосходит индивида. Например, религиозного.
Трагико-героическая картина мира, по разному преодолеваемая кармой и Господом Богом, существовала на высшей ступени варварства. И карма, и Бог дают основание цивилизации, а ее горизонт актуального будущего дальше, чем индивидуальная жизнь, завершаемая героической смертью. Но при этом вариант с Господом Богом расширяет временной горизонт посюсторонним образом: строим планы и предпринимаем шаги ради потомков, которых мы не увидим. Несколько странный вариант имманентной трансенденции, как видно.
А кармический вариант расширяет горизонт сперва индивидуально: стараться не ради прекрасного посмертия в раю, как поступает наивный верующий в Бога, а ради полного снятия бытия в мире и мира как моего ради невообразимой вечности. Далее же, в махаяне, еще более невообразимый горизонт.
Alexander Anisfeld. Рак развивается, когда ценность жизни каждой отдельной клеточки организма превышает ценность жизни всего организма.
|
</> |