Куда пропала звезда фильма «Не могу сказать «прощай»
vitkvv2017 — 15.09.2019Актриса и певица Татьяна Паркина | Фото:
kino-teatr.ru
В 1980-х гг. эту актрису называли настоящей мечтой – холодная
красавица, надменная и недосягаемая, жестокая и даже циничная,
будоражила воображение миллионов мужчин. Но немногие зрители знали
о том, что в реальной жизни Татьяна Паркина, сыгравшая роль Марты в
фильме «Не могу сказать «прощай», была совсем не похожа на свою
героиню. Спустя десятилетие о ней забыли – актриса неожиданно
пропала с экранов. Правда, миру кино она еще долго не могла сказать
«прощай».
Татьяна Паркина | Фото: kinoistoria.ru
Татьяна Паркина появилась на свет в 1952 г. в Риге. С юности ей
пришлось заботиться о материальном благополучии семьи – вскоре
после ее рождения отец ушел от них, а мать, работавшая
воспитательницей в детском саду, едва сводила концы с концами. И в
14 лет Татьяна устроилась на текстильную фабрику, где работала по
выходным и во время каникул.
Татьяна Паркина в фильме *Красное и черное*, 1976 | Фото:
kino-teatr.ru
С детства Паркина мечтала стать артисткой и выступать на сцене. Она
хорошо пела, занималась в театральном кружке Рижского
вагоностроительного завода и стала участницей ВИА «Тоника-67».
Вместе с этим ансамблем Татьяна довольно успешно гастролировала в
1968-1969 гг. После окончания школы она решила попробовать
поступить в театральный вуз и отправилась в Москву, где с первой
попытки стала студенткой ВГИКа. Однако из-за отсутствия московской
прописки после окончания учебы девушку не приняли в штат киностудии
«Мосфильм», и ей пришлось вернуться в Ригу.
Кадр из фильма *Мимино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
На какое-то время Татьяна Паркина вернулась к исполнению песен,
устроилась в Рижское эстрадно-концертное объединение и выступала
как солистка в шоу-программе. В 1980 г. артистка снова приехала в
Москву, где продолжала петь. Параллельно она снималась в кино,
правда, до 1982 г. это были эпизодические малозаметные
роли.
Актриса и певица Татьяна Паркина | Фото:
kino-teatr.ru
Переломным моментом в ее кинокарьере стал 1982 г., когда ей
предложили одну из главных ролей в фильме «Не могу сказать
«прощай», собравшем в кинотеатрах более 34 млн зрителей. Роль Марты
стала ее визитной карточкой. Ее героиня, прагматичная красавица,
холодная и не способная на сильные чувства, вызывала у всех
антипатию – ведь она оставила своего мужа после того, как он стал
инвалидом. Но сама актриса после этого фильма обзавелась целой
армией поклонников.
Татьяна Паркина в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 |
Фото: kino-teatr.ru
Одним из тех, кто не устоял перед чарами белокурой красавицы, был
исполнитель главной роли Сергей Варчук. Они играли супругов и по
сценарию им предстояло сняться в постельных сценах. Впрочем,
постельными они могли называться только потому, что герои
действительно лежали в постели, – на самом деле все было очень
целомудренно. Тем не менее актер, очарованный своей партнершей,
пытался продлить эти сцены, норовил обнять ее под одеялом – якобы
для того, чтобы зрители поверили в их нежные отношения. Варчук даже
пошел на ухищрения – подавал знаки оператору, тот «неожиданно»
обнаруживал брак по кадру и просил снять еще один дубль.
Татьяна Паркина в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 |
Фото: teleprogramma.pro
Герои фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото:
kinopoisk.ru
А вот самой актрисе было совсем не до романтики – она очень
переживала из-за этих эпизодов, ведь незадолго до этого она вышла
замуж и приехала на съемки вместе с мужем! После выхода фильма
поводов для волнений появилось еще больше: мужчины восхищались ее
красотой, а женщины прямо-таки возненавидели. Как оказалось, во
время монтажа вырезали большинство сцен, в которых ее героиня Марта
раскрывалась с других сторон и не выглядела такой бездушной. А в
итоге она получилась схематичной злодейкой, а не женщиной,
проявившей слабость и испугавшейся трудностей. И все зрительские
симпатии достались ее антиподу – жертвенной и самоотверженной Лиде
Теняковой, роль которой исполнила Анастасия Иванова.
Кадр из фильма *Аплодисменты, аплодисменты*, 1984 | Фото:
kino-teatr.ru
Татьяна Паркина в фильме *Крик дельфина*, 1986 | Фото:
kino-teatr.ru
После этой работы в 1980-х гг. актриса сыграла еще несколько ролей
в фильмах «Аплодисменты, аплодисменты», «Крик дельфина» и др., а в
1990-х гг. пропала с экранов. В середине 1980-х гг. Татьяна Паркина
продолжала петь и гастролировала в составе эстрадного коллектива по
разным странам на протяжении почти 10 лет.
Кадр из фильма *Крик дельфина*, 1986 | Фото:
kino-teatr.ru
Татьяна Паркина в фильме *Нежный возраст*, 2000 | Фото:
kino-teatr.ru
Ее кинокарьера возобновилась после 10-летней паузы в 2000 г. –
после того, как Владимир Меньшов предложил актрисе небольшую роль в
своем фильме «Зависть богов». После этого было еще несколько
фильмов и сериалов, но вскоре Паркина поняла, что ее зритель о ней
уже забыл, а на смену ее экранному образу пришли совсем другие
героини. В 2006 г. она сыграла свою последнюю роль в эпизоде фильма
«Капитанские дети» и больше не возвращалась в кино.
Татьяна Паркина | Фото: kinoistoria.ru
Сегодня для 67-летней актрисы на первом месте – семья. Ее брак,
заключенный еще в молодости, оказался на удивление прочным – в
актерской среде это редкость. У Татьяны Паркиной всегда было много
поклонников, но она, в отличие от своей самой известной киногероини
Марты, всегда дорожила семьей – мужем и дочерью. Татьяна Паркина до
сих пор счастлива в браке, но не делает свою личную жизнь
достоянием общественности и не дает интервью на эту тему.
Актриса и певица Татьяна Паркина | Фото:
kino-teatr.ru
Герои фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото:
kinopoisk.ru
36 лет назад, в августе 1982 г. состоялась премьера фильма «Не могу
сказать «прощай», который собрал в кинотеатрах больше 34 млн
зрителей. Многие смотрели его по несколько раз, искренне
сопереживая драме, показанной на большом экране, не подозревая о
том, что судьбы актеров сложились еще более драматически. Но это
было спустя годы, а съемки проходили в романтической атмосфере,
которая молодого героя располагала к флирту, а режиссера заставляла
изрядно нервничать…
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото:
akhmirova.livejournal.com
Никто не ожидал от режиссера первого советского боевика «Пираты ХХ
века» Бориса Дурова выпуска мелодрамы, но сам он объяснял свое
решение тем, что снова решил снять фильм о силе добра, которое не
обязательно должно быть «с кулаками», как в «Пиратах ХХ века»:
«Мне хотелось сделать фильм о всепобеждающей, почти невероятной
любви, которая могла бы быть нравственным примером для молодежи…
Ради любимого, ради любви Лида приезжает из города в деревню,
обрекает себя на не очень-то ласковый прием не звавшего ее,
когда-то оскорбившего Сергея, то есть, по сути, совершает подвиг
всепрощения, подвиг любви, ничего не требующей взамен, кроме
счастья быть опорой дорогому для нее человеку. Поступок ее
благороден и вместе с тем естественен и прост. Этим-то она и
вызывает, наверное, интерес у зрителей… Для стармеха «кулаки» нужны
были по необходимости. Добро Лиды проявляет себя по-иному, но так
же необоримо, с таким же напором и самоотверженностью. Стармех не
задумывается о возможности личной гибели, ранения или травмы, Лида
– о «здравом смысле», об уязвленной гордости отверженной девушки, о
нарушенном порядке устоявшейся жизни. И в обоих случаях добро
побеждает».
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото:
kinodisk.com
В «Пиратах» главную роль сыграл кумир советских женщин Николай
Еременко, и Дуров задумывался о том, чтобы пригласить его и на роль
красавца Сергея Ватагина, покорившего сердце Лиды Теняковой. Однако
он пришел к решению, что всех главных героев все-таки должны
сыграть малоизвестные актеры. Ассистентам была поставлена задача
найти типаж молодого Урбанского. Для этого устроили кастинг среди
студентов театральных вузов. Когда подошла очередь Сергея Варчука,
режиссер поначалу даже не поднял на него глаз, пока не задал
стандартный вопрос о том, нравится ли ему сценарий. Молодой актер
озадачил его своей дерзостью и самоуверенностью. Сначала он заявил,
что в сценарии ему нравится не все, а потом сказал, что его герой
напоминает ему короля провинциальной танцплощадки. Режиссер
признался, что у него даже рабочее название сценария было таким, на
что актер ответил: «Значит, мы с Вами правильно трактуем нашего
героя». И получил роль.
Сергей Варчук в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 |
Фото: kino-teatr.ru
Первым этапом подготовки к съемкам для Варчука стали частые визиты
в институт травматологии, где он на протяжении месяца общался с
пациентами в инвалидных колясках, изучая их душевное и физическое
состояние, – это было необходимо для того, чтобы максимально
правдоподобно сыграть парализованного после полученной травмы
героя. Он считал, что результат не будет убедительным, если он на
самом деле не будет чувствовать физическую боль, и для этого актер
носил тугой корсет, ограничивающий его движения.
Татьяна Паркина в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 |
Фото: kino-teatr.ru
Сергей Варчук в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 |
Фото: 24smi.org
Однако настоящим испытанием стал для актера даже не корсет, который
мешал дышать и двигаться, а контроль над собственными эмоциями.
Спустя годы он с улыбкой вспоминает о том, что с трудом сдерживался
в постельных сценах с партнершей – актрисой Татьяной Паркиной,
которая казалась ему очень привлекательной. Хотя «постельными» эти
сцены можно назвать только в том отношении, что они действительно
снимались в постели, – в остальном все было максимально
целомудренно и оставлено «за скобками». Актер то и дело норовил
обнять партнершу под одеялом, мотивируя это тем, что зрители должны
поверить в то, что они – семейная пара. Актрису это смущало, ведь
она незадолго до этого вышла замуж и приехала на съемки с мужем, и
режиссеру приходилось охлаждать пыл Варчука постоянными окриками:
«Руку на одело!» Тогда актер пошел на другую хитрость: желая
продлить эти приятные мгновения, он подавал сигнал оператору, и тот
«неожиданно» обнаруживал брак по кадру, и сцену переснимали дубль
за дублем.
Татьяна Паркина в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 |
Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото:
yaom.ru
Позже Сергей Варчук признавался в том, что на самом деле романтики
в этих сценах было мало – эти эпизоды снимали не в комнате, а под
открытым небом. На помосте выстроили две стены, поставили в угол
кровать, над головами у актеров светило солнце, а вокруг собралась
целая толпа зевак из деревни, где проходили съемки. И самую
пронзительную сцену актеру помогла сыграть не партнерша, а… кошка!
В том эпизоде, где он просыпался и вдруг вспоминал о том, какое
несчастье с ним приключилось, рядом лежала кошка, которая
неожиданно устроила «импровизацию»: она потянулась и словно обняла
его лапой за шею. Этот момент настолько всех растрогал и пришелся
так кстати, что после этого кадра кошке аплодировала вся съемочная
группа.
Сергей Варчук в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 |
Фото: starhit.ru
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото:
kino-teatr.ru
Татьяне Паркиной досталась роль жены Сергея Марты – холодной
красавицы, которая оставила героя после того, как он стал
инвалидом. Однако в сценарии ее героиня не была настолько коварной
и бессердечной. Позже актриса признавалась, что была шокирована,
когда увидела окончательный вариант фильма после монтажа –
оказалось, что все эпизоды, в которых Марта представала с других
сторон и не выглядела схематичной злодейкой, попросту вырезали –
для контраста с главной героиней. В итоге зрители не испытывали по
отношению к ней ничего, кроме презрения и негодования, а вся их
любовь досталась ее антагонистке, героине Анастасии Ивановой,
которая пришла на помощь Сергею в трудную минуту.
Герои фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото:
sobesednik.ru
Первой минутой славы этот фильм стал для 20-летнего Сергея Минаева,
который в те времена был никому не известным солистом группы
«Город». Пригласить молодых музыкантов режиссеру посоветовал
композитор картины Евгений Геворкян. Но услышав предложенные им
песни, они возмутились – мол, участникам рок-группы такой репертуар
категорически не подходит. Ситуацию спасли оригинальные
аранжировки, песня «Ты» на стихи Маяковского и эпатажный по тем
временам имидж музыкантов. На тот момент никто и предположить не
мог, что в будущем Сергей Минаев станет звездой отечественного
шоу-бизнеса.
Сергей Минаев | Фото: z1v.ru
Удивительно то, что, несмотря на невероятный успех фильма, никто из
актеров тогда не стал востребованным в профессии. В эпоху кризиса
кинематографа 1990-х гг. Сергей Варчук остался без работы и даже в
течение двух лет был дворником, и только в 2000-х он снова начал
активно сниматься и стал телеведущим. Татьяну Паркину до сих пор
ассоциируют только с Мартой. Между тем она была не только актрисой,
но и певицей, выступавшей в конце 1960-х гг. в составе ВИА
«Тоника-67». В ее фильмографии – всего около 20 ролей, но
большинство из них – эпизодические.
Анастасия Иванова в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru