Куда девать 8 миллионов рублей в месяц
dolboeb — 23.01.2016 Наткнулся в топе ЖЖ на пост с интересным вопросом: как может богатая московская семья тратить в месяц 8 миллионов рублей на жизнь?! Ведь некуда ж столько девать. Даже если каждый месяц покупать по иномарке чиновничьего S-класса, на сдачу можно лопнуть от фуа-гра и забить квартиру шмотьём до потолка...Как сейчас помню, лет 20 назад в Израиле была целая радиопередача, посвящённая сходному вопросу. Вела её одна местная коллега Божены, которая начинала карьеру светским репортёром, а потом удачно вышла замуж за самого богатого из фигурантов своих заметок — и лет пять пыталась потом трансформировать раздел светской хроники (сперва — в «Маариве», затем в «Едиот Ахронот») в сериал о своей собственной жизни на роскошной вилле к северу от Тель-Авива. Затея, как мне помнится, ни в той, ни в другой газете успеха не имела. Возможно, дело было в психологии тогдашних израильтян, компактного, небогатого и довольно эгалитарного в ту пору общества, представители которого не столько завидовали или раздражались кучерявой жизни своих толстосумов, сколько пролистывали рубрику, не находя в ней ничего для себя интересного, важного или полезного. Не сумев заинтересовать своими рассказами читателей двух крупнейших в стране ежедневных газет, светская львица выбила себе передачу «Проблемы богатых» на одной из государственных ФМ-радиостанций. Ездя из Иерусалима на работу в Тель-Авив, или возвращаясь вечером из редакции (63 км в каждую сторону), я вынужденно прослушал несколько выпусков. Рассказы о виллах, яхтах, дорогих семейных торжествах и шоппинге в Милане меня не слишком увлекли. Но один выпуск хорошо запомнился, и посвящён он был как раз тому самому вопросу, который давеча вылез в топы ЖЖ: куда можно ежемесячно девать столько-то десятков тысяч долларов?
Больше всего в этом выпуске мне запомнилась не арифметика расходов богатой семьи (которая была тривиальна, и постатейная её разбивка в принципе понятна из предшествующих выпусков программы), а драматургия монолога ведущей. Начинала она достаточно спокойным тоном: вот, тут слушатели интересуются, куда можно такую прорву бабла девать... а дальше пошло по нарастающей, как у Сорокина в «Норме»: думаете это просто, когда ваш ребёнок скрипке учится у Ицхака Перлмана?! А гектар садового участка, который в нашем климате нужно большую часть года орошать круглосуточно, причём вода не по льготному тарифу для киббуцов, а по тому же, по которому нищеёбы в душе моются в своей городской квартирке, и воду в сортире сливают кнопкой «Экономия», жмоты. А налоги на роскошь, блеать? А на приём в посольство не наденешь же платье, которое на тебе однажды уже было, на открытии сезона в филармонии! А частный самолёт — думаете, это дёшево, когда ты его не купил, а только арендуешь для поездки к друзьям под Париж?! Он же пока тебя ждёт под Парижем, чтобы обратно везти — ты всё оплачиваешь: и место в ангаре, и пилотов, и простой, и ещё какие-то непонятные сервисы аэропортовские, даром тебе не нужные... А ландшафтный дизайн, блеать — думаете, там один раз заплатил, и на всю оставшуюся жизнь красота? Фигушки, каждый месяц приходят эти шаманы, неровности газона подправлять, и денег они привыкли брать столько, что вам в вашей некузявой двушке хватило б на евроремонт со стеклопакетами! А плесень, которая каждый год вылезает на стенах дома в сезон дождей — её ж, сцуко, надо и счищать, и закрашивать! А застраховать от ущерба имение, где трёхэтажный дом и участок в гектар — думаете, за большой участок нам скидки какие-нибудь положены?! А просто декларацию об имуществе в налоговую сдавать — её ж на коленке не напишешь, аудитор на круглогодичном контракте сидит, и ещё по часам работы счета тебе выставляет. Чем больше ты платишь налогов — тем он с тебя дороже за это берёт, нет бы скидку делал... А прислуга, которой нужно в белую платить? А виза, вид на жительство и медицинская страховка для филиппинской няни? Так что не надо удивляться, что мы столько тратим на жизнь. Удивляться надо, как мы с такими расходами до сих пор в трубу ещё не вылетели!
Звучало всё так искренне, душевно и убедительно, что я в полной мере осознал всю вину израильского общества перед самой состоятельной его частью. В том числе, и мою личную вину нищеёба из обшарпанной двушки в Катамонах (арендованной, к слову сказать, у тогдашнего гендиректора Минфина Израиля), не платящего никаких налогов на имущество и дивиденды. Вину перед теми, кого на наших глазах так нещадно обирают и грабят все, кому не лень. Хорошо, что ведущая в конце передачи не сообщила номер банковского счёта, по которому можно было бы перечислить ей и её многострадальной семье матпомощь — но, видимо, это было запрещено уставом государственной радиостанции, так что порыв мой остался невостребован, и я вскоре забыл об острых проблемах жителей северной тель-авивской Рублёвки, потому что в двушке у нас сгорела проводка, а сосед мой по квартире был в ту пору на мели, так что пришлось мне звонить в банк и договариваться об увеличении рамки разрешённого минуса, чтоб выписать чек электрику. Проблемы богатых как-то сами собой перешли при этом на второй план, и с тех пор забылись.
Возвращаясь к российским реалиям, имею сказать вот что.
Любой человек, начавший зарабатывать в месяц больше, чем он до этого держал в руках за всю жизнь (а это довольно распространённая история не только у коллег Божены), впадает в соблазн сразу же соответствовать своему уровню доходов. А индустрия luxury создалась не вчера, она готова освоить абсолютно любой объём клиентских денег. Не товарами, так услугами. В лучшем романе Оксаны Робски супружеская пара смертельно ссорится из-за отказа мужа-миллиардера выписывать из Брюсселя ежедневный персонализированный набор шоколадных конфет за миллион евро в год (как формулирует там жена, цена вопроса — единица).
Не существует вообще никакого потолка для траты денег по формуле easy come easy go. Не надо думать, что можно этот потолок вывести из естественных человеческих потребностей. Просто согласимся, что человеку, который может себе позволить яхту, нужна яхта — и вот вам уже вилка в десятки миллионов долларов между самой дешёвой и самой дорогой моделью. А когда ты ту яхту уже купил — вот тебе помесячное обременение за топливо, стоянку и экипаж, до конца жизни. Потолка расходов просто не существует в природе. Сколько ты готов платить — столько с тебя и возьмут. 8 миллионов рублей (смешные 100 килобакс по сегодняшнему курсу) — это не предел, не потолок и даже не ориентир.
А всё дело тут просто в жизненной философии.
Есть ровно два способа относиться к деньгам: либо «easy come easy go», либо «смотри на каждый рубль как на последний заработанный». Вилка находится ровно здесь, и больше нигде. Если ты хочешь успеть потратить, то предела реально нет. Если ты хочешь сберечь на будущее, то просто откладывай.
Надеюсь, лет через 20 некоторые читатели этих строк скажут мне спасибо за совет. Не могу обещать, что буду around, чтоб оценить их благодарность, но я-то умру, а принципы останутся. Хочешь сохранить деньги — не проёбывай их, только-то и всего.
|
</> |