рейтинг блогов

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

топ 100 блогов shakko_kitsune24.01.2019 В прошлый раз мы разговаривали про применение слово "атрибутируется".  Сейчас более сложная вещь, больше завязанная на человеческом факторе.
Бывало так у меня: человек смотрит на картину в музее и говорит "Вот тут написано, что автор такой-то. Но это же не так! Написано слишком плохо, даже мне видно! Почему так получилось?"

Эль Греко. Фрагмент картины "Похороны графа Оргаса", ок. 1625
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Продолжаем учиться не просто смотреть на картины, но и видеть их как следует. Вообще какой-то офигенный онлайн-курс получается, я очень рада, что мы с вами так взаимодействуем, и вы своими вопросами и рассуждениями направляете меня на придумывание следующих заданий.

***

Итак, человек смотрит на картину в музее и говорит "Вот тут написано, что автор такой-то. Но это же не так! Написано слишком плохо, даже мне видно! Почему так получилось?"

Дело в том, что произведение искусства -- это не абстрактная единица красоты в цифровом пространстве, существующая для услаждения наших глаз и увеличения эрудиции. Но и -- что очень важно -- непосредственно материальный предмет. (Об этом я подробно рассказывала в "Почему иконы должны храниться в музеях" и "Почему подделать Малевича на самом деле трудно").
Это ценные материальные вещи, у которых всегда есть собственники. И каждому собственнику хочется, чтобы его имущество было поценнее и пославнее, познаменитей. Именно поэтому, когда комитет Рембрандта объявил, что список "рембрандтов" надо укоротить в 10 раз, так много музеев по всему миру сказали, что они чихать хотят на решения этого комитета. Именно поэтому Эрмитаж на заявления экспертов по "Мадонне Литта", что Больтраффио там больше, чем Леонардо да Винчи, шипит через губу и не спешит перевопускать свои путеводители.

Иногда это самообман, иногда понты.
Есть градации: некоторые музеи признают переатрибуции и понижения своих картин в статусе, некоторые нет. Зависит от Величия, Репутации институции, объема его фондов, того, государственный музей это или частный, европейский или на других континентах.
Например, голландский Рейксмюзеум, ежели ему сказать: "из твоих 100 рембрандтов - 20 на самом деле его ученики", ответит: "ну ок, так даже интересней и разнообразней".   Американский государственный Метрополитен -- расстроится гораздо сильнее, но признает предъявленные экспертизы. Американский частный (или свежеоснованный на частные пожертвования) ответит "это все неправда! наш основатель-меценат сам покупал это в Париже в 1889 году, поэтому это подлинник", и оставит старую этикетку. Японский частный музей вообще не отреагирует, но уберет спорную вещь из экспозиции с глаз долой, а продавшего ее европейского перекупщика через несколько месяцев найдут захлебнувшимся в саке. Частный коллекционер, если это шотландский герцог, скажет "это неправда, вы это нарочно говорите, чтобы я ее вам на сотбис отдал подешевле, а вы потом наварите. Я пока попридержу, и авторство менять не буду". Частный коллекционер, если это русский олигарх, новость об переатрибуции тоже проигнорирует, а этикетку под картиной (висящей в его шотландском замке) еще покрупнее шрифтом напечатать  попросит, все с той же гениальной фамилией.

Сейчас в угадайке я вам предложу репродукции картин, которые ВСЕ у своих владельцев проходят как натуральный Эль Греко.
Попробуйте угадать, где это вранье.

Камертон -- произведения Эль Греко из знаменитых собраний:

еще фрагменты "Похорон графа Оргаса"
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Портрет пожилого кабальеро, 1587-1600
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

"Портрет Диего де Коваррубиаса", ок. 1600. (Изображен священник, юрист, книжник, друг автора)
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Херонимо де Севальос, 1613 (юрист и писатель, друг автора)
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

И вот ранний период как у него выглядел, венецианский, до формирования "импрессионистического" стиля.

"Портрет Джулио Кловио", 1571-2
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Итак, вот, наконец, задание.

Для облегчения угадывания предлагаю вам варианты, которые тут встречаются:

  • Оригинал кисти Эль Греко

  • В музее написано, что это "Эль Греко", но все искусствоведы в теме считают, что правильнее бы написать "атрибутируется".

  • Копия художника с оригинала Эль Греко

  • Атрибутируется Эль Греко

  • Эль Греко (?)

  • В музее написано, что это "Эль Греко", но невооруженным глазом видно, что это не он


1) Доктор Франсиско де Писа, 1610-1614 (историк и писатель)
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

2) Портрет молодого кабальеро, 1600-5
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

3) Родриго Васкес де Арсе (политик и дипломат)
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

4) Портрет неизвестного кабальеро, 1600-5
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

5) Портрет брата-тринитария, 1609
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

6) Поэт Алонсо Эрсилья и Сунига, 1570-е
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

7) Дама в мехах, 1580
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

8) Дама, 1570
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

9) Девушка с цветком в волосах, 1590-1600
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

10) Портрет мужчины, 1600-10
Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Пишите пожалуйста в комментарии, сколько вам удалось угадать, и чем вы руководствовались.

Ответы под катом (объясняю очень подробно, в отличие от обычного):

NB: у меня нет возможности следить  за свежайшими новостями о переатрибуции Эль Греко, если концепция за последние годы насчет этих картин успела поменяться и вы об этом знаете, пишите пожалуйста, дополню.

1) Доктор Франсиско де Писа.

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Оригинал. Находится в американском музее Кимбелл (нормальному человеку не особо известному), что в принципе может быть настораживающим фактором, но тут все ок.

Как проверять свои подозрения? Если никакой научной литературы навскидку не находится, где эксперты конкретно по поводу данного полотна ругаются, то можно воспользоваться логикой. В этом помогает провенанс -- история бытования картины, кто ею владел, прежде чем она попала в данный музей.
Вот ссылка на провенанс данной картины на сайте музея.
Гугл перевод дает так:

Вероятно, Лас-Бенитас-де-ла-Пурисима Консепсьон, Толедо, Испания, с 1616 года. Далее Хавьер де Кинто, граф де Кинто [1810-1860], Мадрид и Париж; его вдова графиня де Куинто; (ее продажа, Париж, 1862, № 66, идентифицированный как Диего де Коваррубиас). Альфонс Удри [1819-1869], Париж и Неаполь; (его продажа, Hôtel Drouot, Париж, 16-17 апреля 1869 года, № 138, как «Портрет де Каворубиас»); купленный за 430 франков Феликсом Бамбергом [б. 1820], Мессина, 1869; куплено королем Румынии Каролем I [1839-1914], замком Пелеш, Синая, Румыния, вероятно, в 1879 году; по происхождению к его племяннику, королю Фердинанду [1865-1927], замок Пелеш, Синая, Румыния; по происхождению к его сыну королю Румынии Каролу II [1893-1953]; его наследники; (Wildenstein & Co., Нью-Йорк); приобретено Kimbell Art Foundation, Форт-Уэрт, 1977.

Видите, вполне приличный стаж у картины - с середины 19 века, а то и с 17 века. Подфартило американскому музею.

2) Портрет молодого кабальеро. Прадо

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Оригинал.
В Прадо этих "эль греков" пачки, все очень хорошо изучены. Атрибуции этого великого музея (особенно насчет национальных художников) верить можно соершенно спокойно.

3) Родриго Васкес де Арсе, Прадо

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Копия неизвестного художника с утраченного оригинала Эль Греко.
Находится в музее Прадо. Где: а) куча искусствоведов с насмотренным взглядом, которые сразу видят, что это неродное и для них это очевидно, что дважды два четыре; б) музею совершенно не слабо признать, что это копия, сильно он от этого не обеднеет

4) Портрет неизвестного кабальеро. Прадо

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Оригинал
Опять Прадо. Повторяться не буду. Для разнообразия посмотрим, как провенанс картины описан на сайте музея.

Происходит от пятого герцога дель Арко,  от которого она попала в королевскую коллекцию. В музее Прадо он впервые зарегистрирован в 1834 году.

Замечательная биография! Вот, кстати, один из редких случаев, когда герцоги и короли в 21 веке приносят пользу -- инвенториями своих коллекций доказывая историю бытования полотен.

5) Портрет брата-тринитария

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Оригинал.
Нельсон-Эткинс музей.

Смотрите, опять американский музей. Но живопись уж больно хороша. Вдобавок, если подделывать Эль Греко или стилизовать под него, то рисовать толстого человека никто в здравом уме не будет, зачем себе жизнь усложнять? Рисовали бы типичного худощавого кабальеро, а не пухлого монаха.
Взглянем, какая у картины биография (ссылка)

Андрес Авелино де Салаберт и Артеага, 8-й маркиз де ла Торресилья (1864–1925), Мадрид, как Retrato de un trinitario calzado, к 1908–1925; унаследован  его племянником Луис Хесус Фернандес из Кордовы и Салаберт, 17-й герцог де Мединасели и 10-й маркиз де ла Торресилья, 1925–1950 годы; Приобретено у Фернандеса де Кордоба и Салаберта фирмой Wildenstein and Co., Нью-Йорк, 1950–1952 годы; Приобретено у Вильденштейна Музеем искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Миссури, 1952.

Тут смотрите. плохо то, что до начала ХХ века об этой картине никто не слышал. С другой стороны, происходит из маркизо-герцогской коллекции, а у испанских грандов реально чего только в чуланах не пылиться.

6) Поэт Алонсо Эрсилья и Сунига. 

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Вранье.
Картина хранится в Эрмитаже. Там очень маленькая испанская коллекция, и каждая картина на вес золота. На сайте музея - как Эль Греко.
При этом один из знатоков испанской живописи Л. Каганэ еще в 1970 году пишет так, дипломатично, "старинная традиция приписывает эту картину кисти Эль Греко". В другой искусствоведческой литературе, и советской, и российской, авторство стоит как "Эль Греко (?)", что поприличней.

Провенанс: Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме.

То есть картину записали в "Эль Греки", когда других испанских художников попросту и не знали.

7) Дама в мехах.

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Вранье.
Художественная галерея и музей Келвингроув (госмузей в Шотландии). В британских музеях огромное количество всего европейского, они знатно поразбойничали. Эта картина до 1830-х годов принадлежала испанской королевской семье (ссылка на провенанс). Если б картина висела в Прадо, испанские искусствоведы, сравнив с образцами своей коллекции, давно бы установили, кисти каких малоизвестных (для нас) испанских художников это сдержанное полотно соответствует. Сегодня они говорят, что это очень похоже Алонсо Санчеса Коэльо и Хуана Пантоху де ла Крус -- придворных портретистов Филиппа II, или на работу приезжей итальянки Софонисбы Ангиссолы, писавшей в том же стиле. Ни в коем случае не работа Эль Греко, и никак не портрет его любовницы, несмотря на романтическую легенду. А вот тут можете почитать злобного испанского искусствоведа, которого власти Глазго 2 года не пускали посмотреть картину вблизи.

(Никаким ранним периодом быть это не может, потому что ранний период Эль Греко очень венецианский, под Тинторетто, трепетный).

8) Дама.

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Вранье.
Художественный музей Филадельфии. Пример американского музея в худшем смысле слова. О! нашла на сайте. Все таки приписали Attributed to El Greco. Ну ладно, живите, прощаю. Никакого провенанса картины на сайте, заметьте, не видно, кроме стыдливого "John G. Johnson Collection, 1917", т.е. какой-то старый гриб притаранил ее с барахолки в Европе, и все.

9) Девушка с цветком в волосах, 1590-1600

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Оригинал (?) Плохая репродукция, нельзя точно сказать.
На мой вкус, это вообще единственный существующий женский портрет кисти Эль Греко. Либо непосредственно его школы.
Надпись справа видите? Это по-гречески, он так подписывался. Дополнительный плюс. Учитывая стиль и автограф -- это либо подпись, либо намеренная фальшивка, и в этом случае обмануться не очень стыдно, мы же не эксперты-профессионалы.

Где хранится -- неизвестно. Частная коллекция. Возможно, кому-то повезло. Спрашиваю гуглбукс: Signed. Formerly London, Viscount Rothermere
Т.е. искусствоведы подтверждают, что есть автограф. И хранился в британской аристократической коллекции (которые формировались в 19 веке и ранее, когда хорошие подделки лепить не очень умели; в отличие от более поздних американских миллионерских коллекций эти внушают доверие намного сильнее).

10) Портрет мужчины

Кто владеет Эль Греко подлинным, а кто врёт?

Оригинал.
Музей Пикардии, Амьен.
Государственный французский музей, что хорошо, хоть не американский. Мне не нравится, что руки с книгой как будто отдельно вставлены. Я такие воздушные руки у него на религиозных полотнах в массе видала -- а вот на портретах не видела.
Что нам говорит французский госкаталог? Там много всего, и провенанс даже не важен, потому что приведен огромный список литературы и каталогов-резоне Эль Греко, где его упоминают. Цитаты испанских экспертов, и т.п. Все хорошо с картиной.

***
Вот примерно такой еще есть аспект работы искусствоведа -- кропотливая работа с архивами и литературой, никакой магии оценить "на глазок" стиль, а чисто и проверка по фактам и по датам. Интересно?



Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:52

https://bit.ly/2VdfnGd
Онлайн консультация сексолога
Гарантия возврата денег.
Посты по теме:
Париж не планирует вступать в «войну слов» с Италией — министр Франции  ИА REGNUM

Министр по европейским делам при МИД Франции заявила, что Париж «не участвует в конкурсе, кто глупее». Министр по европейским делам при МИД ...

Париж и Берлин: "особые отношения"  Euronews Русский

Ахенское соглашение о двустороннем сотрудничестве - результат десятилетий "особых отношений" Франции и Германии, а точнее - их лидеров.

Станислав Стремидловский - Париж и Берлин переигрывают Первую мировую войну  ИА REGNUM

Прежде всего из-за того, что французского президента Клемансо настолько переполняли «антигерманские настроения», что это привело к крайне ...

Архив записей в блогах:
HMV спустя четыре года вновь открывает свой флагманский многоэтажный магазин на Оксфорд стрит в Лондоне. И на этот раз большое место отдано под винил и кассеты. Я помню, когда первый раз попал в это торговое заведение, то был шокирован большущим экраном напротив главного входа, где тогда ...
Здравствуйте, дорогие люди.  На следующей неделе наш город Москва посетит фотограф Надя. Она приедет из города Каунаса, что недалеко от Риги. Она будет снимать в Москве разных людей, и у нее еще остается какое-то время. Она могла бы пойти в ...
Интересно, что и тогда улицы перегораживали при массовых мероприятиях. Тут использован легендарный Икар-55 https://pastvu.com/p/1766105 ...
Вы будете смеяться, но я сейчас в Албании, в центре Тираны.Подробности и фото -- письмом позже (чё-то у меня ФТП не работает, но могу выложить ...
По данным близких к Кремлю источникам,  Путин испытывает определенные проблемы со здоровьем. Как многие диктаторы в истории человечества, Путин постоянно испытывает панические атаки, у него прогрессирует признаки паранойи и деменции. Яркое тому доказательство - ...
  • shark__evil : Из Смоленска в Париж на поезде - 22000 в одну сторону. На самолёте из Москвы - 16652 туда и обратно.

  • sovanikolaevna : я, когда приезжаю в Париж https://t.co/1ztfPI0Fyi

  • favoritbookshop : RT @EuropeanPravda: Французька авіакомпанія Aigle Azur оголосила про запуск рейсів Париж-Київ https://t.co/Xn9FOS8XeY https://t.co/9fWy06Jo…

  • Mirasolcosplay : Увидела в ленте рекламу и на свою голову решила посмотреть... "Май леди ты как Париж - увидеть и умереть!"(с)