Кто стучится в дверь ко мне... или социальный ужас 1982 года
monetam — 05.07.2024Полагаю, для понимания сути и характеров, и поступков героев важно не забывать о той социальной стратификации, а именно – культурно-имущественной, которая разделяет уютную компанию благополучной интеллигенции, и Али - девушки, которой они решили помочь.
Самое важное то, что благополучная компания этой самой девушки не понимает, зато она – раскусила приютивших очень хорошо.
С одной стороны, состоявшиеся профессионально, и весьма обеспеченные люди, этакий советский «средний класс», который не обременен тяжелой и изнуряющей работой, который хорошо представлял свою карьеру, да и судьбу во время учебе в ВУЗе, уже получил квартиры - у всех в новых домах, в коммуналке никто не живет! Многодетных среди них нет, поэтому можно запросто продолжать делать своё красивое гнёздышко ещё уютнее; да украшать его не огоньковскими репродукциями мастеров соцреализма, а неплохими картинами художников эпохи Возрождения. Но – с другой стороны, совсем уж высокими культурными стремлениями они не отягощены, в качестве развлечения – так совместные обильные обеды с немаленьким, так скажем, объемом выпивки, да гаданиями.
А с другой – в их мир грубовато врывается Аля Вострякова – девочка из какого-то далекого провинциального городка, выросшая, в общем-то, в нужде, в том числе и в культурной – пока ей не полюбился душа компании Гарольд Евгеньевич, она сама в театр и не думала ходить, потребности в этом не было; потребность к блестящей и сытой жизни есть, а вот средств ее обеспечить – нет, равно как нет и силы воли, и умения противостоять нелегким жизненным обстоятельствам. Её времяпровождение, да и способы общения с людьми (да и вообще все люди, которые ее окружали) – яркая противоположность интеллигентной компании. Одна Анна Егоровна чего стоит! Да ни одна из интеллигентных женщин не ужилась бы в ее обществе, да в снимаемой у нее комнате!
И вот люди, привыкшие к уютным и понятным схемам общения, сталкиваются с другим миром- который если раньше и замечали, то вполглаза, и уж во всяком случае наложили табу на то, что бы о нем подумать.
И вот вам, весь сюжет основан на том, что Аля властно приходит в квартиру к Гере, и… все вокруг в смятении, как же себя вести с ней? Растерян и сам Гера: ну да, пожалуй, надо накормить; пожалуй, надо дать переночевать; пожалуй, я сам сбегаю за ее курткой; пожалуй, приму как личное дело ее отношения с этими непонятными парнями.
Вызвать милицию, да просто выставить ее за дверь вместе с прибывшими патрулем, ни у кого даже мыслей не возникло ! Зато потом, понемногу, компания делает для себя открытия: оказывается, эта девушка связана с криминалом; оказывается, она и сама - криминал, то есть может обворовать то место, куда ее пустили; ни желания, ни потребности учиться и работать у нее нет… Зато вот проблемы с этим криминалом есть! Но решать их она не хочет, то есть взять да пожаловаться на проблему, да разъяснить всем встретившимся, в чем она ее видит – не хочет.
Вот что с ней делать, а? При том, что ради того, в кого она влюбилась, она готова и в малопонятный ей театр ходить, и некоторые порывы порядочности ей не чужды (пришла же в больницу узнать о здоровье ее незадачливого спасителя).
А вот спасителю – да, это урок: театральная героика в обычной жизни оборачивается не поединком на шпагах, в красивых костюмах, на глазах у специально подготовленной и заранее восхищенной публики, но - при каком то случайном свидетеле, в страшноватом подземном переходе получить совсем не рыцарский удар ножом в бок , да пинки от неромантичных молодых хулиганов, и чуть не отдать богу душу на грязном полу… При том, что такая героика и не требовалась! Тут то вот и идет непонимание по культурно-социальному разлом: этот «объект жалости» в спасении и не нуждался! Аля вполне могла «разрулить» ситуацию со своими подельниками сама, и без серьёзного для себя ущерба! В итоге же – Гера стал невольной причиной ее разоблачения, и тюремного срока.
Кстати, фильм снимался в Москве, но вот где именно – я так и не понял…