Кто сильнее, тот и прав.



- Слева - товарищ Л.Бурбон общается с товарищами по
партии.
- Справа - товарищ А.Жданов.
Товарищи! И ещё! Мода, хотя теоретически и исходит от кучки злобственных кутюрье, однако, без поддержки сильных и богатых она бессмысленна. Потому что богатые люди держат журналы мод, СМИ, PR и так далее. Ни один модельер не в состоянии сам, без поддержки, ничего нам надиктовать. Если ты не нравишься Сильному, можешь сколько угодно диктовать моду в чистом поле. Единственное отличие от «раньших времён» - это громкая известность имён, создающих наряды. Людей, обряжавших Людовика-Солнце или, скажем, маркизу де Помпадур, мы знаем слабо. Имена Жана Буато, Жана Анри, Жака-Луи Рени - портных Людовика XIV или, скажем, имя Дажé - личного парикмахера Ж.Помпадур мы вспоминаем реже, чем Кристиана Диора, Пако Рабанна,...Видала Сассуна и так далее.
Немного больше знамениты мастера, создававшие красоту Марии-Антуанетты - Роза Бертен («министр моды») и Леонар Боляр - творец высоких причёсок с садами и фрегатами. В приложении к тем временам говорят так: «Моду диктовала мадам де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария-Антуанетта», хотя за их образами стояла целая компания стилистов, визажистов и прочих «-истов». Сейчас считается, что моду диктуют не носители, а непосредственные создатели. Но от этого «выхода из тени» ничего не меняется. Всё равно мода несёт на себе бремя чьей-то власти, чьих-то денег, чьей-то воли. Чего стоил бы творец дендизма - Красавчик Браммел, если бы не поддержка Георга IV?!...Есть два варианта воздействия Воли на Моду.
- Минимализм в моде - способ выживания. Экономика рулит.
1. Посередине - модель И.Сен-Лорана. 1960-е годы.
2. По бокам - картины Н.Загрекова. 1920-е годы.
1. Когда Сильный издаёт нормативно-правовой акт, предписывающий носить конкретные вещи или же запрещающий к ношению определённые предметы одежды. Так, Пётр Великий насильно переодел всех в смесь голландских шкиперских штанов, версальских париков и немецких фижм, сверху припудрил и не велел плакать. Зачем? Экономика, бабло. Прорубать окно в Европу и созидать своё было уже невозможно без короткополого а-ля франсэз кафтана и лаконичной треуголки. Влиться в евро-союз можно только с безбородым лицом и знанием политеса. С 1948-го по 1953-й год советская мода развивалась в рамках, заданных ещё перед войной, не пуская западные веяния в духе диоровского Нового Взгляда. Это выглядело, как не_пущание западной заразы на территорию СССР, а на деле идеология просто помогала легпрому не заморачиваться новыми лекалами и спокойно работать по довоенным или - созданным в первые годы войны. Не до шмотья было в 1948-м году!
2. Когда личность Сильного столь притягательна, что его парикам, френчам, лосинам и мушкам над губой стараются подражать все окружающие. Тому пример всё тот же Людовик XIV, который, по сути, заставил французов полюбить...французское. Не без помощи Кольбера и его экономических программ, но всё же. В XVI веке, да и в первую половину XVII-го моду диктовали два центра - Испания (золото) и Италия (не только золото, но и художники, ткани, дольче вита). А именно с Людовика XIV моду и стиль жизни стала диктовать Франция, причём эта гегемония не прекращалась даже в эпоху Революции (хотя и пришлось потесниться, дав английским денди немного власти). Опять же Мария-Антуанетта - женщина-праздник, чьё стремление к построению коммунизма в пределах отдельно взятого Версаля сделалось последней каплей...
- Слева - советская мода-53 продолжает линию-45.
- Справа - 'Burda-Moden'-53 осваивает New Look.
- Посередине - попытка носить фонтанж, как кокошник.
Но в любом случае, моду диктует (или спонсирует) тот, у кого есть. Еда, вода, недра, лионский шёлк, власть и золото (или хотя бы его видимость), или - Идея. Подражают всегда Сильному. Это первобытное желание прибиться к альфа-самцу и быть рядом. И подражать его повадкам. Парик в духе Людовика - это не просто подражание, это принятие частички его силы. Человек в белом френче всегда - немножко Сталин. Толстовка - модная фишка либеральных интеллигентов начала XX века - это потребность приблизиться к образу самого писателя. Это потом уже толстовка сделалась типовым облачением советских провинциальных чиновников. Кстати, об Идеях. Практически любая идея - это умно (или хотя бы красиво) оформленное желание удержать, захватить или созидать всю ту же Еду (она же - бабло). Идеи, как и моды,крутятся вокруг основного инстинкта - поесть и выжить. И пережить. Это может быть идея Коммунизма, где всё будет у всех при условии умения разумно потреблять. Вы обращали внимание, как выглядят, во что одеты и чем окружены люди Будущего в большинстве фантастических романов?
Лаконичность, стройность, геометризм и - рацио. Потому что в барочном изобилии может жить и выживать горстка людей, но им в 1793 году отрубили головы. Потому что корабль на голове - это уже нахальство. Борьба с джинсами и вещизмом в 1970-1980-х - это невозможность перестроить плановую экономику под быстро меняющиеся потребности модной молодёжи. И тогда Сильный запрещает думать о джинсах. Идеи - вот лучшие друзья девушек, когда невозможно достать бриллианты. Не так давно прочла статью о том, что на постсоветском пространстве моду диктовали братки. Сначала я возмутилась, а потом подумала - а оно так и есть - была же реальная мода на крепкие затылки, на золотые цепи, на малиновые пиджаки, на распальцовку, в конце-то концов. Потому что именно братки почитались, как сильные. Им и карты в руки... Была такая присказка про общагу: «Кто первый встал - того и тапки». Оно и в смысле моды аналогично - кто Первый встал, тот и диктует моду на всё те же тапки.
|
</> |