"Кто разберёт эту неимоверную чепуху?"​* Рождение и смерть ультрабарокко

топ 100 блогов tito010716.09.2024 1.
9грзздщ.PNG
Херес де ла Фронтера. Церковь картезианского монастыря. Фасад - 1667.

Из книги Н.М. Сим. "Архитектура Южной Испании эпохи барокко". (2018). Много раз видел эту церковь на картинках, но именно на этой барочность чувствуется в полной мере. Дело в том, что тут снимали с довольно близкой точки зрения и заиграла пространственность: видно, что колонны фасада расположены в разных плоскостях, как во многих памятниках барокко, начиная с фасада Карло Мадерны. А пространственность, наряду с массивностью, по моему скромному мнению - главное отличие барокко от маньеризма. который, не смотря на свою порой запредельную вычурность, остаётся двумерных и эфемерным, в противоположность телесному барокко.

В эпоху, когда этот фасад строился (а Веласкес и Сурбаран уже отошли в мир иной), испанское барокко ещё только складывалось, а тут - сразу "ультра", с которым испанская архитектура и ассоциируется. Но ведь в течении более чем столетия, на которое пришёлся наивысший расцвет Испанской империи (с середины 16 до середины 17-го), она была строгой, порой сверхстрогой.


2.
5.Франсиско Уртадо Искьердо (1669-1725)1.jpg
Франсиско Уртадо Искьердо (проект). Ризница картезианского монастыря в Гранаде. С 1730.

А когда стал нарождаться неоклассицизм (в Испании он, насколько могу судить, не был столь силён, как классицизм в России той же эпохи), всё это "ультра" вызывало ожесточённую критику.

Далее - несколько цитат из трактата второй половины 18 в., автор которого ругает барокко почти в тех же выражениях, в которых Вазари ругал готику. (Всё по той же книге Н.М. Сим)

3.
гощж.PNG

4.
щожш.PNG

5.

рг9що.PNG
6.

ошз.PNG
7.

ргшдргш.PNG
8.
ргж9.PNG

Автор - Еухенио Ллагуно и Амирола (1724-1799)

Личность не слишком известная - пара предложений в испанской Википедии и пара абзацев в баскской.

9
Eugenio_de_Llaguno_y_Amírola.jpg

А портрет, такое ощущение, вдохновил художника Майофиса на создание образа барона Мюнхгаузена, там тоже много барочно-рококошного в иллюстрациях. Хотя Майофис вряд ли его видел.

* В.В. Стасов о картине М.А. Врубеля "Утро"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
" Два друга встретились и один другому рассказывает: поехали с товарищем из одного города в другой на грузопассажирской машине. Выехали из города и увидели на обочине лежащего велосипедиста. Остановились, подходим, а он в стельку пьян. Тут товарищ узнает в этом человеке знакомого и ...
Это письмо я получил из незнакомого мне источника, но считаю его достаточно любопытным, чтобы процитировать. Привет "супу".  :) "Поскольку журнал Вершинина опять заблокирован, а у меня нет с ним никакой связи кроме ЖЖ, прошу Вас, Сергей, и Вас, Дмитрий, переправить указанную информа ...
....кокетливы... ...любопытны... ...аккуратны в одежде... ....покорны... ...и даже в печали - полны обаяния...! ...
Просто фотки ...
Есть такое интересное словечко – мнемоистория. История, которую помнят. Эпоха или культура – но не такая, какой она была на самом деле, и не такая, какой предстаёт исследователю по текстам и археологическим находкам, а такая, какой её представляет средний обыватель. Это слово можно ...