Кто прав и что делать?
bogdan_63 — 27.11.2023 Две популярные медицинские соц.сети возбудились из-за обсуждения некой конфликтной ситуации между врачом и пациенткой. Наверняка, подобное случается нередко, и большинство конфликтов так же быстро гаснут, как и вспыхнули, и такого резонанса не вызывают. Но этот медики обсуждают уже который месяц, причем большинство активно обвиняет пациентку.Кто прав и что делать
К сути вопроса, пациентка, 40 лет, по специальности стоматолог, пришла за направлением на ЭКО в один из мед.центров и там у нее произошел конфликт из-за вопросов гинеколога, в итоге были вызваны главврач, охрана, мало того, пациентке угрожали вызовом специализированной психбригады.
Дословная расшифровка диалога, который начинается с вопроса врача:
— Месячные с какого возраста? — 13. Абортов, беременностей не было.
— Регулярные? — Да. 24–26 дней сейчас. После ковида так стало.
— А сколько дней? — 5–6.
— Вы жили половой жизнью прежде? С возраста? — 18.
— В браке, вне брака?
— Это неважно, пишите: «изнасилование». Что за вопросы? Я сама врач-стоматолог. Я такие вопросы пациентам не задаю.
— А я врач — акушер-гинеколог.
— Я так и знала, меня предупредили, что тут дурдом, что меня отсюда пошлют.
— А зачем вы пришли?
— Чтобы меня в очередь на ЭКО поставили. Только за этим. Что за вопросы — в браке, не в браке? Мне не нравятся такие вопросы.
— Позови Ольгу Николаевну, пожалуйста. (Врач обратилась к медсестре.)
— Да хоть психиатра зовите. Я к прокурору пойду. Это вопрос не по клиническому протоколу, насколько я знаю. И попробуйте мне что-то прописать лишнее.
Далее врач попросила:
— Пожалуйста, не разговаривайте со мной в таком тоне.
— А вы меня расположите к себе, доктор. Я боюсь ваш кабинет.
— Вы почему кричите?
— Потому что мне не понравился вопрос, который вы мне задали.
— Этот вопрос предполагает сбор анамнеза. И я его задала.
Потом врачи и их пациентка разошлись. Дойдет ли дело до серьезных разбирательств в суде, мне неизвестно.
Я же решила сделать анализ действий и реакций обеих сторон конфликта:
1. У врача есть протокол и алгоритм, т.е.
документы, по которым он работает, если какой-то вопрос вызовет у пациента возмущение, врач имеет полное право и даже должен на них сослаться, подчеркнуть, что анамнез собирает строго по протоколу, а не потому что так ему захотелось.
2. Далее, не идти на провокации пациента, пациент может быть сильно обеспокоен своим состоянием; может сильно тревожиться; можно просто испытывать "синдром белого халата", когда ему становится очень страшно, едва он переступил порог медицинского учреждения. Да и соматические болезни и функциональные расстройства у пациентов с психиатрическим статусом никто не отменял. Поэтому ожидание врачами от пациента 100%- ного адекватного поведения самонадеянно.
3. Пациенту, если вопросы врача кажутся неуместными, всегда можно уточнить зачем врач об этом спрашивает.
Давайте перейдем непосредственно к диалогу врача и пациентки.
И как вы, наверно тоже, заметили, тут нет правых и виноватых.
Для обеих дам важно было бы понимать свои социальные роли, и не выходить за их рамки. Гинекологу оставаться в своей роли врача, а пациентке оставаться в своей, она не стоматолог в данной ситуации, а пациентка, которая пришла за направлением, поэтому сравнение своей работы с работой гинеколога, а также требование от него психотерапевтического воздействия неуместно. "Я боюсь вашего кабинета, расположите меня к себе" - говорит пациентка. Это требование особого отношения и заведомо создание конфликтной ситуации.
Что касается гинеколога, она сочла возмущение клиентки личным оскорблением: "Не разговаривайте со мной в таком тоне". Она, не психотерапевт, чтобы вникать во все нюансы психического состояние пациентки, но нельзя не учитывать ее возможную неловкость, напряжённость, т.к. диагноз и ситуация у нее не рядовая, не просто на проф.осмотр пришла эта женщина.
Судя по ответам пациентки, врач попала в "травму". И про изнасилование могло быть правдой, поэтому пациентка стала защищаться, а это, как известно, нападение и оборона. Возможно, она скрывает некие факты из своей жизни, даже от себя самой их скрывает, и тоже держит оборону. Гинеколог, конечно, повторюсь, не психотерапевт, чтобы умело справляться с агрессией пациента. Но если бы обе стороны конфликта помнили о субординации и хорошо знали своих социальные роли, такого конфликта бы не произошло, или он бы стих, едва возникнув.
А так, неприятная ситуация для всех ее участников произошла.
Кто прав и что делать?
|
</> |