Ксенофобия: быть или не быть?

По данным соцопросов большинство россиян настроены весьма
ксенофобски, так же как многие из нас, по тем же опросам,
по-прежнему счастливы, беспричинно. Россия стала сырьевым придатком
и энергетической державой, в которой главным энергетическим
напитком остаётся «пузырь». И у ксенофобии, и у пьянства – одни и
те же, социальные корни. Социальный дарвинизм шагает по стране.
Люди выживают сами и других. Борьба за место под солнцем
распространяется на всех: от образованца, работающего в вузе, до
уборщицы. Их поведение можно описывать на языке биологии. Любые
новые биологические и социальные признаки (цвет кожи, разрез глаз,
религия, инакомыслие и т.д.) воспринимаются в штыки. Отношение
русских к мигрантам вскрывает латентный характер борьбы за
выживание, которая ведётся в российском государстве. Никому не
хочется оказаться на бирже труда, от которой польза только её
сотрудникам, где пособие по безработице составляет 900 рублей.
Воистину, суперсоциальное государство. В дружбу никто не верит,
понимая, что все друзья до чёрного дня.
Есть два способа борьбы с мигрантофобией и ксенофобией. Первый –
имеющий массу сторонников – бороться с мигрантами, снижая тем самым
накал конкурентной борьбы за выживание между представителями
коренного населения. Второй – менее популярный способ – добиваться
социально-экономических перемен, требовать от власти выполнения ею
своих обязанностей. Что легче? Вопрос риторический. Оттого-то и
образ «чужого» сегодня так популярен у всех, независимо от
социального статуса.
«Чужой» становится менее защищённым в глазах суперанимала –
человека, лишённого моральных принципов и руководствующегося в
своём поведении правом сильного, уповающего на насилие. Таких в
российском обществе немало. Виной этому перманентный стресс и
кризис, постоянная борьба за выживание. К страшному давно произошло
привыкание – и без лепты СМИ. Подобно средневековью жестокость и
сегодня остаётся одним из любимейших удовольствий населения.
Сегодняшние предложения некоторых людей о введении публичных пыток
и смертной казни в качестве превентивной меры против преступлений
не будут иметь должного эффекта, поскольку люди, как и в 15 веке в
Европе, будут только испытывать радость и удовольствие от
наблюдения за человеческими мучениями. Какой уж тут урок! Хромает
педагогика на оба колена. Где же вы воспитанные, благородные,
духовные и нравственные люди? Днём с огнём не сыщешь. Зато старые
педуны («педагогические» институты) нынче гордо именуют себя
академиями, а работающие в них старые пердуны, видимо, считают себя
академиками.
Вспомнилась одна региональная конференция "Межкультурный диалог:
традиции, формы, практика в поликультурном образовательном
пространстве Русского Севера", организованная Карельским
государственным педагогическим университетом, министерством
Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с
религиозными объединениями и администрацией Петрозаводска. Звучит
напыщенно и наукообразно. На деле же выглядело совершенно
безысходно. Понаехавшие «учёные» со степенями и регалиями и местная
интеллигенция вкупе с чиновниками произносили какие-то мало
вразумительные, косноязычные, бессвязные и бессмысленные речи,
посвящённые толерантности, слушать которые даже у самых стойких
студентов не хватало терпения. Заболтали, короче говоря, тему. И мы
хотим формировать установки толерантного сознания с помощью этих
«просвещённых», научно-педагогических кадров?
Говорят, что «Homo sapiens» ведёт себя нисколько не умнее пауков в
банке. Как же с таким материалом бороться с ксенофобией и
интолерантностью?
История человечества началась с людоедства – адельфофагии. Ею же и
продолжается, например, в России, которая занимает чуть ли не
первое место в мире по количеству людоедов. Человечество делится на
суперанималов (сверхживотных) - потомков «первоубийц»,
«адельфофагов»; суггесторов (псевдолюдей) - агрессивных и коварных
приспособленцев. Таких людей многонапример, среди карельских
журналистов, свято верующих в свой профессионализм, честность и
свободу слова в правительственных СМИ. Это хищники. И диффузный вид
– люди, легко поддающиеся внушению; неоантропы - менее внушаемые
люди, обладающие обострённой нравственностью и самокритичным
мышлением. Жаль, что в политике их почти нет. Их вообще почти нигде
нет.
«Хищных гоминидов» пока 10 процентов, но кому от этого легче, ведь
власть в России в их руках? Да и этот диффузный вид легко идёт на
поводу у суггесторов, и в результате «всё тонет в фарисействе» и
общих безответственности, апатии и беспорядке.
Бороться с ксенофобией – значит противодействовать агрессии и
насилию с одной стороны и бороться с невежеством с другой стороны.
Агрессию надо направлять в мирное русло. Должны существовать
«клапаны» для выхода отрицательной энергии в виде занятий спортом,
физкультурой, трудом на собственное благо. Просвещение должно
пролить свой спасительный свет на темные социальные и религиозные
мифы и стереотипы; человек должен обладать философской и
психологической культурой и, кстати, будучи вполне себе частью
природы, ему необходимо заботиться и о той химической энергии,
используемой мышлением, то есть правильно питаться – как известно
недостаток йода делает нас идиотами, а дефицит витаминов группы B
провоцирует нервные расстройства.
Большинство жителей Карелии, как, впрочем, и всей России,
фрустрированы. Это гнетущее, напряжённое психическое состояние
вызвано бедностью, которая является непреодолимой помехой,
препятствующей разрекламированному и агрессивно манифестирующему
себя образу жизни богатых слоёв российских граждан.
Именно зачастую такие сравнения себя с более благополучными
индивидами и группами (российским чиновничеством, например)
приводит к чувству депривации, то есть к определённой социальной
слепоте и глухоте. Отсюда безразличие к чужой участи, равнодушие,
граничащее с жестокостью. Подобные состояния свойственны не только
отсталым в интеллектуальном плане слоям, но и «пролетариям
умственного труда».
Максим Ефимов
|
</> |