Крупногабаритные залежи

Надо сказать, что к моменту остановки работ имелись всё же некоторые перспективы для дальнейшего выпуска танка. По крайней мере, с точки зрения корпусного производства. По состоянию на 18 марта 1944 года, в разной степени готовности находилось семь корпусов, ещё на восемь штук были нарезаны полные комплекты бронелистов. Кроме того, были прокатаны и нарезаны броневые листы ещё для 15 корпусов и девяти башен. Имевшегося задела вполне хватало для начала серийного производства танков, но концерн Krupp был сильно загружен работами по другим заказам. Кроме того, возникал вопрос о сборочном заводе (Alkett также был полностью занят работой по другим заказам). Тем не менее, до конца войны в той или иной степени удалось собрать шесть корпусов и семь башен (не считая построенных двух шасси и одной башни). Судя по всему, случилось это до приказа Гитлера "птру, стоять!". По итогам именно этот задел стал одним из источников изучение немецкого сверхтяжелого танка союзной разведкой. Ибо опытные образцы им не достались - они оказались на территории, которая оказалась в полосе наступления Красной Армии.
Надо сказать, что у союзной разведки были крайне расплывчатые сведения о том, что же за танк соорудили немцы. Где-то с десяток вариаций различных данных, разные имена, и так далее. Да и поначалу не очень дела были и с трофейными документами. Вместе с тем, в Бёблингене до конца войны оставался Карл Фрёлих, специалист по подвеске. До самого конца войны он работал начальником мастерских в Бёблингене, где, собственно говоря, и дособирались оба танка. Тем не менее, поначалу англичане и американцы довольствовались тем, что есть.

Корпуса, находившиеся на складе в Меппене.
Впервые удача улыбнулась союзникам ближе к началу мая 1945 года. Английские войска, в числе которых была и 1-я польская бронетанковая дивизия, взяла Меппен, а вместе с ним и полигон Krupp. Там оказались сваренные корпуса с номерами 4-6, а также три башни. Кроме того, неподалёку от корпусов нашлась одна спаренная установка 128-мм пушки 12,8 cm KwK 44 (Maus) и 75-мм пушки KwK 44. Помимо этого, в здании полигона сохранилось некоторое количество документов, связанных со сверхтяжёлым танком. Согласно им, спаренная установка орудий была направлена в Меппен в ноябре 1943 года. Как раз в ходе изучения документов в Меппене и родился миф о том, что Pz.Kpfw.Maus изначально назывался Mammut. Один из инженеров полигона поделился информацией, что Pz.Kpfw.Maus был разработан Фердинандом Порше весной 1942 года и позже выпущен на Krupp. Именно этот инженер сообщил, что в то время танк именовался Mammut. К реальности данная информация не имеет отношения, тем не менее, она попала в документы, которые затем стали основанием для заблуждений исследователей. Этот же инженер «поделился» недостоверной информацией о том, что Pz.Kpfw.Maus якобы испытывался в Линце.

На корпусах имелись отметки с номерами. Как раз они и позволили определить, что это корпуса 4-6.
Улов получился весьма богатым. Такое "счастье", по идее, надо было тащить в Англию. Но... Судя по происходящему, как-то особо этот мышиный задел англичане не оценили. Тем более что такое же нашлось и на складе Krupp в Эссене. Так что от мышиного задела ничего не сохранилось. Наверное, сейчас локти кусают. Представляете, какое шоу можно было сделать? Тогда об этом не думали, просто металлолом.
Изучение Pz..Kpfw.Maus союзной разведкой: https://warspot.ru/16260-soyuznyy-vzglyad-na-myshinuyu-problemu
|
</> |