Крымские татары хотят создать свою автономию в Крыму

топ 100 блогов Записная книжка: polis и politikē — 30.03.2014

Бахчисарай. 29 марта. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА - Делегаты Курултая приняли постановление "О реализации крымскотатарским народом права на самоопределение на своей исторической территории - в Крыму".

В постановлении говорится "о начале политических и правовых процедур по созданию национальной и территориальной автономии" крымских татар на их исторической территории - в Крыму.

Курултай крымскотатарского народа также обратился в ООН, Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, Организацию исламского сотрудничества с призывом поддержать право крымскотатарского народа на самоопределение в форме национальной и территориальной автономии.

 А тут с сокращениями статья Евтюшкина И.В.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Многонационально-территориальная автономия в Крыму: политологический анализ концепта

Евтюшкин И.В.

До включения Крыма в состав Российский империи все коренные народы полуострова проживали в составе одного государства - Крымского ханства. Оно объединяло крымских татар и три других коренных для Крыма народа - караимов, крымчаков и урумов (крымских греков) [2,с.61-62].

Существовавшая в 1921-1945 годах Крымская АССР была крымско-татарской национальной автономией.

Начнём с тезиса о коренном народе. Как известно, представители крымско-татарского национального движения добиваются признания крымских татар коренным народом на территории Крыма. Ho статус коренного народа является лишь тактической целью. Стратегическая цель остаётся неизменной - политическое самоопределение крымских татар на территории полуострова в соответствии с так называемой «Декларацией о национальном суверенитете крымско-татарского народа», принятой крымско-татарской этнократической структурой - курултаем (национальным съездом) в 1991 году. В пункте первом данной декларации говорится: «Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение, так как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом» [12,с. 110-111]. 

 

Условность деления представленных в Крыму народов на коренные и некоренные вытекает не только из особенностей исторического развития полуострова, но и из международно-правовых документов, ни в одном из которых не даётся определение понятия «коренной народ». Этого определения нет ни в конвенции № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятой Международной организацией труда (международная организация в системе ООН) в 1989 году, ни в принятой в 2007 году Декларации Организации Объединённых Наций о правах коренных народов.

 

Вопрос о допустимости использования термина «коренной народ» применительно к татарам в Крыму в свете конвенции МОТ № 169 подробно рассмотрен в аналитическом материале, опубликованном в газете «Русский мир» за май 1999 года (№ 4) [13]. Авторы данного материала приходят к выводу о том, что «татары, проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как «коренная» на данной территории (Автономная Республика Крым)». Этот вывод делается на основе следующих аргументов: крымские татары не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году. До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, - государство татар Золотая Орда; татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах.

 

Крымское ханство никогда не было единственным государственным образованием на всей территории полуострова.

 

Крым остался многонациональным и после масштабного переформатирования политического пространства в пределах Северного Причерноморья и Крымского полуострова, которое стало итогом длительной борьбы между Османской и Российской империями за контроль над Азовским и Черным морями. Борьба Российской империи за выход к южным морям велась на протяжении всего ХУІІІ века и завершилась упразднением Крымского ханства и включением Приазовья, Крыма (1783 год) и целого ряда территорий на северных берегах Черного моря в состав России.

 

В национальной политике Российской империи в отношении Крыма, декларировались, говоря современным языком, принципы мультикультурализма и общегражданского общества. Так, в Манифесте Екатерины II «О принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую Державу» (1783 год), было сказано: «Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую житья их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего, содержать их на равне с природными Нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущества, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется» [Цит. по: 1,с.96].

 

С формально-правовой точки зрения автономный статус был закреплен за Крымским полуостровом только после Октябрьской революции в России, в контексте реализации большевистской партией масштабной реформы государственно-территориального устройства бывшей Российской империи. Здесь мы переходим к рассмотрению третьего тезиса В.Н. Сагатовского относительно многонационально-территориальной автономии в Крыму.

Как известно, все союзные и большинство советских автономных республик, а также областей, национальных округов и других форм автономии, которые пришли на смену территориальным административным единицам Российской империи, были созданы в соответствии с национально-территориальным принципом. При этом в советской практике государственного строительства существовали и многонациональные автономии, одной из которых, как считают многие исследователи, являлась Крымская АССР 1921-1945 годов. Крымской АССР предшествовали Советская Социалистическая Республика Тавриды и Крымская ССР, построенные по территориальному признаку, как и целый ряд других советских республик, созданных руководством РКП (б) в годы становления советской власти.

 

Советская Социалистическая Республика Тавриды была создана в Крыму в марте 1918 года. Политическая ситуация, сложившаяся вокруг Крыма в 1918 году, определялась тем, что после заключения Брестского мира между Советской Россией и Германией (3 марта 1918 года), Крымский полуостров оказался спорной территорией. Согласно Брестскому договору Крым не входил в состав Украины, от федеративной связи с которой РСФСР пришлось отказаться. Однако, руководство Германии ставило под сомнение принадлежность полуострова также и Советской России под предлогом необходимости применения в Крыму принципа самоопределения [37,с.86,88]. Германские интервенты вынашивали планы захвата Крыма, Донской области и Кавказа. В этих условиях Центральный комитет РКП (б), Совнарком РСФСР под руководством В.И. Ленина инициируют создание формально независимых советских республик в Крыму, на Дону, на территории Донецкого бассейна, на Кавказе [10,с.2-3].

 

 

Необходимо отметить, что существовали и этнические проекты государственного строительства в Крыму. Tак, Курултай (национальный съезд) крымских татар, созванный по инициативе Временного крымско-татарского исполнительного комитета (Мусисполкома) еще в 1917 году своими решениями провозгласил создание Крымской Демократической республики, а затем - принял национальную конституцию («Крымско-татарские основные законы»). Данная конституция, принятая вторым Курултаем 13 (26) декабря 1917 года, регламентировала деятельность властных структур провозглашаемой республики [12,с.22-26].

Политические проекты представителей крымско-татарского национального движения подвергались критике, как со стороны большевиков, так и со стороны партий, участвовавших в работе первого и второго Крымских Краевых правительств (особенно принципиальную позицию в этом вопросе занимала партия кадетов [14,с.438]. А представители Белого движения, которые действовали на основе принципа «единой и неделимой России», вообще запретили деятельность крымско-татарской Директории [23,с.40].

Вопрос о формах и принципах государственного строительства в Крыму был заново поставлен на повестку дня политической жизни полуострова в 1921 году, после окончательного установления в Крыму советской власти (ноябрь 1920 года). В результате длительной подготовительной работы региональных и центральных партийно-государственных органов, этот вопрос был решен в пользу создания в Крыму автономной республики, входящей в состав РСФСР. Соответствующее постановление об образовании Автономной Крымской ССР, под которым стояли подписи М.И. Калинина, В.И. Ленина и А.С. Енукидзе, было принято ВЦИК и CHK РСФСР 18 октября 1921 года.

Крымская АССР, созданная в 1921 году и просуществовавшая до 1945 года, является базовой моделью крымской автономии советского периода. He смотря на то, что ход создания Крымской АССР, в отличие от Советской Социалистической Республики Тавриды и Крымской ССР, определяли не столько геополитические факторы, сколько необходимость решения национального вопроса в Крыму, ни за одним народом, проживающим на территории полуострова, не закреплялось право на самоопределение. В Конституции Крымской АССР, принятой 10 ноября 1921 года, говорилось: «Крымская Советская Социалистическая Республика, утверждая равенство и право на свободное развитие всех национальностей Крыма, отменяет все существовавшие ранее национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения» [19,с.30].

О многонациональном характере Крымской АССР свидетельствуют следующие факторы: нормативно-правовые акты, конституировавшие Крымскую АССР, не содержали в себе положений об этническом самоопределении; в названии Крымской АССР присутствовало название региона; в административно-территориальном делении республики присутствовали национальные районы и сельсоветы; органы власти Крымской АССР, по сути, не занимались национально-государственным строительством.

 

Ещё одна особенность Крымской АССР - наличие национальных районов в административно-территориальном делении республики. В 1930 году вместо существовавших 10 районов было образовано 16. Причем все эти районы были выделены как национальные. Из них 5 татарских (от 43 до 86% их населения составляли крымские татары [33]), 1 украинский, 1 немецкий, 1 еврейский и 8 смешанных районов (преобладание смешанных районов свидетельствует о преимущественно дисперсном характере расселения жителей Крымской АССР разных национальностей). В Крымской АССР существовали также национальные сельсоветы. В соответствии с тем, представители какого народа составляли большинство в пределах того или иного сельсовета, сельсоветы были русскими, украинскими, татарскими, болгарскими, греческими, немецкими, еврейскими, армянскими, смешанными [21,с.22-23].

 

Органы власти первых крымских советских республик не занимались национально-государственным строительством. На это обстоятельство обратил внимание исследователь О.И. Чистяков. Говоря о Крымской CCP года, О.И. Чистяков отмечает: «Эта республика по идее продолжала оставаться объединением чисто территориального, а не национально- территориального порядка. Правда, в органы власти и управления вошли татары, печать республики была выполнена на двух языках. <...> Однако все эти мероприятия не означали превращения Крыма в республику местных татар. Комиссариат по мусульманским делам при крымском правительстве не занимался вопросами национально-государственного строительства. Его деятельность ограничивалась преимущественно сферой просвещения» [37,с. 148].

 

 

Многонационально-территориальная природа Крымской АССР 1921-1945 годов определялась, прежде всего, многонациональным составом населения полуострова. Полиэтничность Крыма являлась тем фактором, который не позволял создать в регионе национальную автономию одного народа, не нарушая прав других народов. Судя по данным переписи 1921 года, крымские татары составляли 25,7 % от общей численности населения полуострова, русские и украинцы -51,5%, евреи - 7%, немцы - 5,9 % , греки - 3,3%, болгары - 1,7%, армяне - 1,6% и т. д. [16,с.47].

Следует учитывать и геополитическую значимость Крымского полуострова, как базы Черноморского флота и приграничной территории. В случае создания в Крыму однонациональной автономии, возникали геополитические угрозы, о которых руководство Советской России не могло не знать, исходя из опыта 1918-1920 годов.

Термин «многонационально-территориальная автономия» достаточно точно отражает сущность крымской модели региональной автономии. Интересно, что ещё в 1921 году крымские татары - коммунисты, представлявшие Крымоблтатбюро при областном комитете РКП (б), в специальном постановлении Крымоблтатбюро обозначили необходимость объявления Крыма «Советской Социалистической интернациональной республикой в границах Крымского полуострова» [6,с. 10]. Другой многонациональной автономной республикой в контексте советской практики государственного строительства был Дагестан [36,с.49].

 

Некоторые исследователи оспаривают тезис о том, Крымская АССР, существовавшая на территории Крымского полуострова в 1921-1945 годах, являлась многонациональной автономией. При этом основной акцент делается на постулате о коренных народах и их, якобы, исключительном праве на автономию в контексте ленинской национальной политики. Так, Р.И. Музафаров отмечает: «Дело в том, что на территории Крыма в то время находился лишь один коренной народ - крымские татары, а остальные - русские, украинцы, белорусы были здесь лишь национальными гоуппами, являющимися частью своих наций, как и греки, чехи, немцы, болгары, основная масса которых всегда жила на своей национальной территории, расположенной за пределами СССР» [28,с.28]. На этой основе делается вывод о том, что Крымская АССР не могла быть ничем иным, как крымско-татарской национальной автономией.

Вопрос о коренных народах мы уже рассматривали. Монополии на право называться единственным «коренным» для Крыма народом у крымских татар не было ни в 1921 году, нет её и в настоящее время. Даже представители так называемого «меджлиса крымско-татарского народа» заявляют сегодня о необходимости наряду с крымскими татарами придать статус коренного народа также крымчакам и караимам (о крымских греках меджлис, в отличие от президента Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма Надира Бекирова, почему-то умалчивает). При этом, согласно «Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа», право на самоопределение курултай признаёт только за крымскими татарами.

 

Перейдём к вопросу о принципах создания современной крымской автономии. Она была воссоздана в 1991 году как Крымская АССР. Как известно, Крымская АССР была упразднена в составе РСФСР, а воссоздавалась уже в составе Украинской ССР. После распада Советского Союза крымская автономия прошла непростой путь определения её политико-правового статуса в рамках политической системы независимой Украины. В 1992 году Крымская АССР стала Республикой Крым, а затем - Автономной Республикой Крым. При этом название Крыма, как региона осталось в названии автономии.

В Конституции Украины 1996 года Автономная Республика Крым обозначена как один из элементов системы административно-территориального устройства Украины (то есть, - как административно-территориальная, а не национально-территориальная единица).

Важным правовым основанием внеэтнического принципа воссоздания современной крымской автономии стал референдум от 20 января 1991 года, который гарантировал правосубъектность всего многонационального населения Крыма в решении вопроса об автономии. За воссоздание автономной республики в Крыму проголосовало 93,26% жителей Крыма, принявших участие в голосовании [18].

 

В качестве противовеса территориальному принципу воссоздания крымской автономии и референдуму 20 января 1991 года национальный съезд крымских татар (курултай), который состоялся 30 июня 1991 года в Симферополе, принял «Декларацию о национальном суверенитете крымско-татарского народа».

Что касается понятия «народ» именно в качестве субъекта права на самоопределение, то данное понятие не раскрывается ни в одном международном документе и до сих пор является предметом дискуссий [2,с. 106]. Причем, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом права на самоопределение согласно международно-правовым нормам является народ как территориальное сообщество, а не этнос, или этническая общность» [35,с.80]. Именно в таком значении понятие «народ» использовалось в первоначальном варианте Конституции Республики Крым (данная Конституция была принята Верховным Советом Крыма 6 мая 1992 года), которая принималась от имени «свободных и равных в своих правах и достоинстве граждан, составляющих многонациональный народ Крыма» [7].

С другой стороны, попытки трансформировать Автономную Республику Крым в крымско-татарскую национальную автономию актуализируют вопрос о русских Крыма. Крым является единственным регионом Украины, где этнические русские составляют большинство населения. В ответ на претензии курултая, ряд русских организаций полуострова заявляют о праве русских по национальности крымчан на самоопределение на территории Крыма, вплоть до придания Автономной Республике Крым статуса русской национальной автономии [27].

Учитывая остроту вопроса о превращении Автономной Республики Крым в однонациональную автономию той или иной этнической группы, концепт многонационально-территориальной автономии в Крыму не утратил своей актуальности. Ho речь идёт о сочетании территориальной по форме автономии с некоторыми элементами национальной автономии, которые связаны с защитой прав представителей всех этнических групп, проживающих на территории Крыма.

 

Выводы Сагатовского В.Н. мы дополнили гипотезой о том, что многонационально-территориальная автономия всё же является одной из форм административной автономии. Иначе говоря, это - административная автономия, на территории которой проживает несколько этнических групп, ни одна из которых не признаётся монопольным субъектом автономных прав. При этом административная по форме автономия может сочетать в себе признаки территориальной и национальной автономий, как в случае с Крымской АССР 1921-1945 годов, в административно-территориальном делении которой присутствовали национальные районы и сельские советы.

 

Историческая многосоставность крымского сообщества не позволяет говорить о том, что какая-то одна этническая группа правомочна монополизировать, например, право на самоопределение на территории Крымского полуострова. Речь идёт о претензиях крымско-татарских этнократических структур на создание в регионе крымско-татарского национального государства, или, по крайней мере, - крымско-татарской национальной автономии. Отметим, что даже Крымское ханство, которое принимается за образец представителями меджлиса, никогда не занимало всей территории Крыма.

Полиэтничность Крыма является тем фактором, который не позволяет создать в регионе национальную автономию одной этнической общности, не нарушая прав других общностей. Автономное устроение крымского региона должно осуществляться над границами, существующими внутри многосоставного крымского сообщества, а не работать на раскол. Используя формулировку, предложенную крымским политологом Андреем Никифоровым о крымской автономии, как о технологии обеспечения стабильности [29,с.36], добавим, что стабильность в условиях многосоставного общества возможна в многонационально-территориальной автономии, чего нельзя сказать об автономии однонациональной. Поэтому концепция многонационально-территориальной автономии актуальна сегодня для Крыма.

 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знаете это высказывание? "Тише едешь, дальше будешь"? А что оно означает? Про работу многие любят так говорить - что когда торопишься, в результате кучу ошибок наделешь, или сделаешь наспех, но не достаточно добротно. Потом будешь переделывать, и потратишь вдвое больеш времени. Но на ...
вставляю репост. Потому, что: а) Видео отличное. б) Научнопопулярная тема. И самое главное: любому инженеру пригодится. Задумайтесь, где вы видели использование этого эффекта. Вещь буквально под Вашей рукой.... этоже... "Gorilla glas"! Оригинал взят у rhunwolf в Слезы принца ...
окончание. начало https://uborshizzza.livejournal.com/5811284.html Сцены русского танца Наташи тоже списаны с Татьяны, как и ее пение. Так в романе Николай Ростов загадал, что если Наташа возьмет верхнюю ноту, то он сделает предложение Соне – точно так же и сам Толстой загадал перед ...
Начиная с последнего квартала 2020 года, в большинстве стран были развернуты усилия по вакцинации и, к настоящему времени, во всем мире введено более 2,37 миллиарда вакцин. Однако с апреля 2021 года в Соединенных Штатах участились сообщения о воспалении сердца (миокардите и ...
Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. ...