Крымская, снабжение, часть уже не помню какая
george_rooke — 17.06.2019 Поймал себя на мысли, что когда мне скучно и грустно, я опять берусь за тему Крымской войны.Начнем, пожалуй.
Самое меньшее, что ожидает солдат, отправляясь в далекий поход, это то, что он будет одет, обут и сыт. Без этого, как вы понимаете, солдаты воевать будут не очень хорошо. Так вот, английская армия, начав осаду Севастополя нарушила все эти три требования.
Начать с рациона солдат. Это были сухари и солонина. Желающие могут посидеть на такой диете неделю. Как раз примерно через это время запор у них сменится диареей, потому как пищеварительная система будет сильно нарушена. Делу по идее могли бы помочь овощи и фрукты, но большинство солдат дополнительно к мясу и сухарям получали... 2 картофелины и 1 головку лука в месяц. И все.
Но пищеварительной системой не обошлось. Понятно, что из-за недостатка витамина С началась цинга. И сухари грызть стало сильно проблематично. Англичане с завистью смотрели на французов, которые развернули походные хлебопекарни, а британские генералы с удивлением подумали, что им печь свежий хлеб для войск в голову как-то не приходило.
В результате диета солдат в Крыму оказалась хуже чем у заключенных - те хотя бы получали дополнительно молоко, рыбу, овощи.
К этому добавилась узколобость офицеров снабжения. Я уже много случаев рассказывал - добавлю еще один: в ноябре 1854 года в Балаклаву прибыл пароход со 150 тоннами овощей. Портовый адмирал Боксер затребовал документы на них, и поскольку они были неправильно оформлены, запретил выгрузку. В результате все овощи через месяц сгнили и были выброшены за борт. Раглан, понимая, что творится дурдом, пробовал давать солдатам рис, но его запасы потерялись на складах и нашлись только в марте 1855-го.
Сок лайма, пожертвованный флотом армии, так в части и не попал - генерал-комиссар Филдер (Filder) заторомозил сок на причале, сказав, что это жратва флота, пусть флотские и развозят сок лайма по войскам. Пока флотские бодались с армейскими, прошло два месяца, и цинга собрала обильную жатву жертв. Еще раз - пока солдаты гибли тысячами, на пристанях Балаклавы стояло 278 цистерн с лимонным соком.
Не лучше дело обстояло и с обувью. Дело в том, что в лучших традициях производственных тендеров (ох, сколько я этого видел на своем веку) комиссариат снабжения сбил цену на обувь на столько, что производители поставили в Крым обувь просто некачественную, фиговую. От холода и сырости британские армейские ботинки разваливались за неделю. Так солдаты 55-го полка во время парада перед Рагланом и высшим руководством остались без подошв, которые прилипли и оторвались в крымской грязи. Кроме того, распределители не учли, что при постоянной ходьбе нога опухает, и нужна обувь на размер больше. Тогда линейка размеров была примерно такой - 41-й, 43-й, 45-й. Так вот ботинок 45-го размера не прислали. Таким образом примерно 20 процентов армии оказались либо в маломерках, либо вообще без обуви. Поэтому зимой 1854-55-го годов началась настоящая охота за русскими сапогами, которые британцы снимали с пленных и убитых. Были даже специальные рейды егерей - "за сапогами".
Плюс классные британские палатки - без дна. Плюс - глупость отдела снабжения, которые начал перебрасывать в войска шинели (правда Боксер их все равно потерял на причале), и забил на пледы - в Плимуте скопилось 25 тысяч пледов, из которых в Крым отослали... 800. А ведь их можно было использовать хотя бы в качестве ковров или спальников в британских палатках.
В общем, именно этим разгильдяйством и непрофессионализмом и обусловлены дикие небоевые потери англичан в Крыму.
|
</> |