Крылья Арктики

(Текст беседы я до публикации не успел вычитать и отредактировать. Прошу снисхождения)
Андрей Вячеславович Кураев – самый молодой профессор богословия в истории Православия; профессор Московской духовной академии; преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры.
К творчеству и деятельности Андрея Кураева относятся по - разному. Его статьи, книги, выступления вызывают различные оценки: от наград до обвинения и ожесточенных споров.
Мы рады представить пассажирам авиакомпании «Ямал» одного из наиболее ярких и известных отечественных миссионеров - протодиакона Андрея Кураева.
Москва. Панельная высотка. Звонок. Дверь открыл человек в рясе и малышкой на руках.
- Знакомьтесь, это Машенька
Машенька одарила всех лучезарной улыбкой. Неожиданно. Дети? Откуда?
- А это Катенька!
Катенька с нескрываемым интересом посмотрела нас и спряталась за подол рясы отца Андрея.
Озираюсь по сторонам, любопытство не дает покоя. Как живет служитель церкви? Современная квартира. Вокруг стеллажи под потолок, заставленные книгами и сувениры из разных уголков необъятной Родины.
- Папа, у нас гости. Я отвлекусь на некоторое время. Тебе что- нибудь нужно?
- Нет, сынок, спасибо.
Значит, отец Андрей живет вместе со своим папой. А девочки? Интрига быстро раскрывается. За девочками приходит матушка - это соседка по этажу. Жена священника Алексея Забелина. Соседи дружат.
Отец Андрей с нежностью рассказывает о важных открытиях и победах еще маленьких, но уже таких смышленых человечков. Потом вспоминает о цели визита журналистов.
- Ну, что начнем?
- Начнем!
- Отец Андрей, график Вашей деятельности очень плотный. Как выглядит расписание миссионера?
- Куда позовут - туда и еду, и, значит, сам график своих поездок не составляю.
- Часто летаете на самолетах?
- Да, часто. По полгода за год я в поездках. Предпочитаю летать самолетом, а не ехать поездом или на машине. Часто в конце недели улетаю в какой-нибудь регион. Там три-четыре встречи-лекции в день. Возвращаюсь в Москву и - лекции в МГУ, в каком-нибудь еще институте. Суббота обычно - общение с журналистами, для домашних дел, творчества. Вечером - всенощное бдение в храме, утром - литургия, и снова - самолет.
- Попутчики попадаются разговорчивые? Как относитесь к разговорам в дороге?
- В начале 90-х годов особенно общительные были попутчики! С конца 90-х это почему-то прекратилось. Что за этим стоит... не знаю. Хотя, надо признаться, я не люблю, когда ко мне подходят в дороге. Расцениваю часы перелета, как отдых. Знаете, у меня как у солдата - главное в свободную минуту - поспать. Самолет для меня - это возможность побыть в некой изоляции. Хотя, бывает и такое, что вопросы радуют, и истории интересные случаются.
- Истории? Расскажите?
-… в Домодедово подходит ко мне человек «Отец Андрей, Вы меня не узнаете?... Вы преподавали у нас в школе в Загорске!». Вспоминаю, в 90-х годах я приезжал на лекции и экзамены в Академию из Москвы и, если было свободное время, забегал в математическую школу, которая находилась рядом с Лаврой. И вот тогдашний мальчик вырос. Летим вместе в Екатеринбург. Миша рассказывает мне, что четверо ребят из его класса после тех встреч пришли в Церковь…
В Екатеринбурге получаю свой багаж, а он немаленький: около ста килограммов книг, кассет, газет. Чтобы дотащить сумки до машины, надо найти носильщика. Миша его быстро находит. Вскоре багаж уже перенесен. Пора прощаться. Носильщик называет сумму, в которую он оценил свой трехминутный труд: 500 рублей… Немая сцена. Миша, однако, тут же дает ему востребованные деньги, а затем спрашивает носильщика: «А как Вас зовут» – «А зачем Вам это?» – «Да просто интересно. Все же, представьтесь, пожалуйста!». Носильщик называется. И Миша ему спокойно так говорит: «Завтра к десяти зайдите ко мне, пожалуйста» – «А куда это к Вам?» – «Сюда, в 210 кабинет». В общем, оказалось, что Миша – замдиректора аэропорта…
- Самое яркое воспоминание об авиапутешествии?
-Оно вряд ли будет оптимистическим, так как самое яркое мое воспоминание связано с моим полетом в Белград. Незадолго до моего полета, была катастрофа ТУ-134 и почему-то сербы оставили упавший лайнер рядом с полосой. Там сгоревший остов год или больше лежал, поэтому, когда подлетал самолет, все пассажиры видели это, и, надо заметить, это их впечатляло. Это был призыв к молитве. Моя работа заключается в том, чтобы призывать к молитве. Мы молились. Вряд ли такое забывается. Вот тогда я понял, что авиакомпаниям вполне можно церковнослужителей в штат брать.
- Если бы Вы попали в джунгли к диким племенам с миссией. Как бы рассказали о том, чем занимаетесь и кто такой Андрей Кураев?
- Моя работа- это работа коммуникатора в каменных городских джунглях: пробую перевести с церковно-китайского на русский, то есть пробую объяснить церковным людям, моменты характерные для светской культуры, и обратно, людям, далеким от церкви, какие-то реалии, верования, привычки, которые есть у церковных людей. Кто я? Прежде всего — православный христианин. Затем —протодиакон.
- Профессия сложная. Чаще получается или наоборот?
- Если верить интернету, то не получается. Посмотрите по блогам, какие там отзывы, увидите, что больше ругательных будет, но с другой стороны, ни одного дня не проходит, чтобы человек не остановил меня на улице и не сказал мне: «Спасибо». Будь то Москва или любой другой город.
- А к критике как относитесь?
- Я не вижу в этом ничего плохого. Церковь - не казарма. Раз есть дискуссия - значит, есть чем дышать. Православие - самая значительная конфессия в стране. Критика - это налог, взимаемый за известность. Бессмысленно запрещать обществу интересоваться тем, что происходит в Церкви. Не приемлю только один вид дискуссии – информационную войну. И безграмотность журналистов ужасает.
- Знаю, что в старших классах школы Вы выпускали газету «Атеист», а потом учились на философском факультете МГУ, на кафедре истории и теории научного атеизма. Как вы пришли в вере?
- Это был поиск смысла жизни. Подробнее не скажешь. Как пел в 80-х один рок-музыкант (ныне священник в Макеевке), “если меня разложить на молекулы — что ж, стану молекулой. А если меня разложить на атомы — что ж, стану атомом. Скучно”. Вот это ощущение скуки, как последнего предела мироздания и было для меня толчком к вере.
- А подробнее?
- Да что тут говорить! Не я пришел в Церковь, а Господь “взял за шкирку”, вытащил и протащил, как я этому ни сопротивлялся. Чудо — любое проявление Божией воли. И именно потому, что это — чудо, оно не подлежит дальнейшему анализу. Это нельзя дальше расчленять. Чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
- Вы же выросли в атеистической семье!? Вячеслав Кураев - ваш отец, работал секретарём у главного философа-идеолога КПСС. Как родители отнеслись к вашему выбору?
- Поначалу конфликтно, дни прошли в печали и разговорах, а потом отец все же сказал, что он, пожалуй, рад, что я покрестился и у меня в руках оказался ключ ко всей европейской культуре.
- Ваш батюшка так и остался атеистом?
- Нет. Это было, но уже в прошлом.
- Серьезные аргументы пришлось найти для атеиста со стажем?
- Я не искал их …нет… никогда с ним на эту тему не дискутировал. Думаю, что в значительной степени, наверное, миссионеры для таких стариков - внуки. Когда малыши любимые прибегают, рассказывают, что они в храме были, что они молятся и прочее, думаю, что дедушкино и бабушкино сердце выходит за рамки спортивного устава.
-Вы личность провокационная. Очень любите заводить публику. Для чего вы это делаете? Вокруг Вас постоянно скандалы и истории витают. Это своеобразный PR?
- Что такое скандал? Это когда человек не укладывается в клише. Но ведь не я эти клише создавал. Если вы представили себе, что православные – это такие зайчики а-ля Лев Толстой, а я оказался не зайчиком, для кого-то это будет скандал. А я просто человек
- Значит и человеческие эмоции Вам не чужды? Что Вас может разозлить больше всего?
- Во - первых, я сам. Несоответствие моих планов относительно моей собственной работы и лень, которая не позволяет этим планам исполниться. А второе, честно признаюсь, меня возмущает дурость. Замечу, не несогласие людей, а именно дурость. Неважно у кого: православные, атеисты, буддисты - не важно. Меня возмущает, если человек просто вообще не в состоянии думать и слышать. Поскольку я коммуникатор, для меня эта ситуация, когда «лбом об стену», конечно, неприятна.
- Но может быть у человека другой взгляд или другая точка зрения?
- Если свой взгляд, то, пожалуйста! А чаще всего это не свой взгляд, а отсутствие культуры мысли! Если человек не может понять значимость того или иного аргумента. Если для человека научный аргумент и мнение шоу-мена уравновешиваются, с такими людьми я не могу общаться. А вот если человек других взглядов и способен изложить свои мысли - проблем не будет.
- Знаю, вы гурман, какую кухню предпочитаете?
- Я предпочитаю кухню того народа, на земле которого я нахожусь. Главное, чтобы это было от души и качественно приготовлено. Если я в Калмыкии, то мне нравится калмыкская кухня, если я на Ямале – с удовольствием пробую северные деликатесы.
- Женщины в вашей жизни, какое место занимают? Любили ли вы когда - нибудь? Было ли желание семью завести?
- Желание завести семью есть и сейчас, вопрос в последствиях… Мне уже под 50, и для меня семья не столько сексуальные отношения, сколько атмосфера в семье и дети. Тоска об этом есть, но я честно удовлетворен и вы сегодня моих малышей видели.
- А что же влюбленность?
- Влюбленности остались в той моей жизни, до крещения. После - Бог мне этого не посылал. Значит, и не нужно.
- Ваш учебник для школьников: «Основы православной культуры» вызвал бурные дискуссии среди учителей. Чему вы пытаетесь научить детей? Для чего написан этот учебник?
- Задача написанного учебника, не состоит в том, чтобы научить детей православию. Это учебник государственной школы и религиозных задач он не решает. Это учебник для первого опытного самопознания ребенка. В современной школе не хватает именно этого: руководства к познанию. Задача любого автора, который идет к детям – заинтересовать темой своего разговора, а главное, чтобы ребеночек научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в душе.
- А как же путь к Богу? И возможность подарить человеку веру?
- Есть несколько факторов, которые могу повлиять на результат: первое - это то, что от Бога: желание самого человека и некая помощь ему со стороны. Помощь может быть разной. Например, этим занимался Сократ - техникой «майевтического» диалога. Он опровергал ложные поверхностные решения, которые кажутся очень очевидными. Именно через это можно помочь человеку: искать что-то свое техникой мысли и аргументацией.
Второе, можно сделать некую презентацию мира православия, а дальше уже от человека зависит, испытает ли он при этом чувство некой зависти: «Я хочу, чтобы это стало моей правдой»! В этом смысле миссионеру можно внести в кругозор своего современника какие-то христианские сюжеты. Очень важно, чтобы в кругозор человека входили не только пульт управления телепередачами, но и другие источники информации. Тогда будет какой-то результат.
- Как же нашей молодежи, напичканной различными инновационными штучками рассказать, что Бог есть?
- Есть два пути. Первый - самый простой: приходишь и говоришь только о том, что ты хочешь сказать. Неважно с кем беседуешь, и что аудитории интересно. Просто рассказываешь о своем. Это можно сделать хорошо: интересно, с подробностями.
А второй путь, напротив, придти и попробовать заговорить о проблемном поле самих этих людей и показать, что отсюда есть выходы на христианскую тематику. Вот я скорее вторым путем обычно пользуюсь. Я стараюсь понять, что обсуждают в самой этой среде, в разных средах: возрастных, профессиональных, социальных и уже, исходя из этого, ищу тему для разговора и пути его развития.
- Например в среде рокеров? Вы любите рок музыку?
- Это миф. У меня добрые отношения с рокерами, я дружу с рок-музыкантами и поэтами, отдельные вещи меня очень радуют и мне нравятся, но сказать, что люблю рок-музыку нельзя. Это какая-то тотальность. И вообще слово «люблю» я стараюсь не употреблять.
- Почему?
- Я ищу свои изюминки во всем. Что-то я в этом люблю, что- то в другом, но я же не давал подписки одобрять все то, что натворили до меня во вселенной. Во вселенной православия,.. во вселенной рок-музыки,.. истории…
- А как же любовь к людям? К окружающему миру? Тоже тотальность?
- К сожалению, слово «любовь» очень девальвировано в современном мире, в том числе и церковном.
- Например?
- Например, епископы и священники обращаются к прихожанам: «Возлюбленные братья и сестры!», но попробуйте в ответ назвать кого-то из них братом?! Уверяю, это будет очень бурный всплеск эмоций и критики. Поэтому я памятую слова Иоанна Лествичника (это тот самый святой, в честь которого колокольня Ивана Великого в Кремле названа), он сказал так: "Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге”. Надо быть очень осторожным с этим словом. Любовь это не влюбленность и не эпизод, это порой тоска всей жизни, порой и смерти.
- Но в православии вся идеология на любви Бога к людям и людей к Богу строится. Или я ошибаюсь?
- Православное правило: «Никого не хвали при жизни! Можно все, что накопил, растерять за одну секунду». Это и есть сложность христианского пути - это путь любви, а любовь - это чувство, которое невозможно вызвать дрессировкой. Можно путем дрессировки воспитать вкус мысли, речь ит.д., а речь идет о чувстве! Такое чувство, как любовь не может быть контролируемо, оно не может являться в нужную минуту или притухать когда надо. Именно отсюда следуют почти все парадоксы в истории церковной жизни и веры.
-Многим людям трудно войти в церковную общину, в церковную жизнь, молитвы. Почему?
- Потому что обряды церковные создавались богатырями духа, то есть им это было по размеру, а когда мальчик пытается поднять отцовский меч, то у него это не очень получается. То что раньше было впору святым: наши молитвы, службы,- для прежних богатырей духа было естественно, а человек, который не того размера, он подходит и все это его скорей придавливает, чем окрыляет.
С другой стороны, что значит быть учеником Сергия Радонежского? Купить прописку в том же месте и с теми же координатами? Или же иметь от него Бога? И вот это вечная проблема: у нас нередко люди, которые в демонстративном смысле являются наследниками, они претендуют еще и на то, чтобы они стали наследниками духовных даров - той самой любви. А ее в них и не заметно. Поэтому лучше о любви не трепаться, но если будет повод - проявить ее.
- Отец Андрей, зачем Богу человек?
- А ни зачем. Это чистый Дар. Это мы привыкли мыслить в рамках контрактно-выгодных отношений. Бог хочет не усвоить нас Себе, но подарить Себя нам. Это и называется любовью. Бог отпустил нас от Себя в надежде, что мы вернемся.
P/S. Разговор продолжался долго. О сомнениях и вере. О политике и путешествиях. Об обрядах и традициях. За окном стемнело. Отец Андрей принес из библиотеки свою книгу «Что христианство принесло в мир», на которой размашистым почерком написал: «ДА! БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!»