КРЫЖОВНИКОВЫЙ БАЛЬЗАМ, или Апология семейных ценностей

топ 100 блогов fatherpenguin12.08.2010
Тут вместо эпиграфа должен был находиться
один скабрезненький анекдотец,
так сказать, для понижения градуса серьезности.
Но собратия сказали, что я обалдел,
и я решил его убрать.

На днях, дорогие друзья, увидел во френдлентии (с)мой примечательную статью почтенного Д.Соколова-Митрича про семейные ценности. Обретается она вот тут, если кто не видел:
http://www.izvestia.ru/comment/article3144836/
А обсуждение - вот тут: http://smitrich.livejournal.com/1091023.html

Признаться, я огорчился. Даже расстроился. Я очень люблю статьи КРЫЖОВНИКОВЫЙ БАЛЬЗАМ, или Апология семейных ценностей [info]smitrich ’а. И на сей раз он был блистателен, как, впрочем, и всегда. Но это тот случай, когда доктор ошибся ампулой и блистательнейшим образом впрыснул людям йаду. Но это не крыжовниковый яд. Это яд стократ более сильный.

Собственно, главная мысль содержится в обширной цитате из не менее почтенного Д.Быкова. Затем следуют блестящие рассуждения уважаемого КРЫЖОВНИКОВЫЙ БАЛЬЗАМ, или Апология семейных ценностей [info]smitrich ’а, основным изъяном которых, как мне кажется, является то, что симптомы описаны верно, а причина – нет. Не мое дело спорить с корифеями, я просто хотел бы предаться брюзжанию и представить дело немного под другим углом зрения.

Недавняя, а впрочем, и давняя история нашего народа содержит немало поучительных свидетельств того, что происходит, когда семья и семейные ценности исчезают из целеполагания человека. Забегая вперед, скажу: вместе с этими ценностями из этого целеполагания исчезает вообще все человеческое.

Да, у нас изобилие героики. У нас есть огромное наследие титанического труда многих и многих людей. Романтиков, да… Какой уж там «крыжовник»... ДнепроГЭС, Магнитка, БАМ, еще мы делаем ракеты и даже в области чего-то мы впереди планеты всей и т.д. Действительно, без этого мы не выжили бы в минувшем кровавом и жестоком столетии. Низкий поклон людям, положившим ради этого свои жизни. Но где же все это сейчас? Почему мы наблюдаем ныне масштабный распад того, ради чего люди несколько поколений назад оставляли семьи, ехали к известному существу на рога строить, прокладывать, перегораживать, ночевали в лабораториях, мерзли в тундре и жарились в пустыне и так далее? Почему этого никто не ценит сегодня? Что за дикая метаморфоза случилась всего за два поколения? Ведь мало, мало же времени прошло! Откуда такая дикая корысть, откуда вдруг возникло все это, ставшее неожиданно для многих стандартом жизни, если не реальным, то чаемым, – попил, распил, откат, занос, бита в багажнике, волына за поясом, кидалово всех и каждого и прочее, емуже несть числа?

Почтенный КРЫЖОВНИКОВЫЙ БАЛЬЗАМ, или Апология семейных ценностей [info]smitrich винит во всем семейные ценности и «крыжовник». А вот нифига подобного. Не при чем тут «крыжовник» и мещанское счастье. Тут надо винить эрозию этих семейных ценностей до полного их отсутствия у многих наших современников. Потому что для человека, не живущего ценностями семьи, лес за забором – чужой, и в нем можно пустить красного петуха. И дорога, по обочине которой он пылит, разбивая полотно и заставляя своих сродников дышать пылью (а мы ведь все сродники так или иначе), – тоже чужая. И завод, где работали только что уволенные им в никуда люди, - тоже чужой. Все для него чужое. И люди, говорящие с ним на одном языке, - тоже чужие. Чужая ему эта страна, у него, блджад, сегодня джет в Лондон. У него нет чувства семьи, чувства родного, семейного; убито оно, это чувство. Откуда ему взяться? Свое для него – только то, что надето на жопе, и люди рядом с ним – случайные попутчики, с которыми можно развестись, бросить, завести роман на стороне и далее везде.

Впрочем, у такого человека может быть мечта. Только это прометеевская мечта, это мечта большевиков, ради мифического всеобщего счастья отправлявших в распыл своих ближних из плоти и крови, говоривших с ними на одном языке... Это мечта, насквозь пронизанная гордыней и тщеславием. Она может рядиться во что угодно, в какие угодно личины – в экономические теории, в Kulturkampf, в культурную революцию, в индустриализацию, в Тысячелетний рейх... Иногда эта мечта принимает личину чего-то религиозненького, и мы видим уродливых альбиносов «уранополитизма», мечту о небесном гражданстве вместо реальных и осязаемых дел богозаповеданной семейной любви, любви к ближнему и через это – к своему Отечеству… Но всегда сухой остаток такой мечты, какой бы личиной она ни прикрылась, один и тот же – отнять человека у семьи, у ближних, и ввергнуть его куда угодно на страну далече. Раз за разом изымая человека из семьи, отрывая его от семейных ценностей во имя «сбычи мечт», мечтатели оставили пепелище на том месте, которое в жизни русского человека занимала семья во всех смыслах этого слова, начиная от собственно семьи и заканчивая Церковью и целым народом.

Впрочем, это еще ничего, если семейные ценности оставляются мужиками. Кто-то из нас в душе викинг, ему хлебом не корми дай побороздить морские просторы, что-нибудь завоевать, влезть на Эверест, изобрести ядрен-батон или иприт, аспирин или талидомид. Но мир людей непрерывен, в нем нет непреодолимых перегородок, и следом за мужиками о семейных ценностях забывают бабы. И бегут, бегут сломя голову люди друг от друга на работу («На работу, на работу!!!»(с)один пошловатый баянистый анекдот). Вот тут-то и начинается конец истории. Вам там уютно? Мне – нет.

Христос не напрасно не завещал нам мечтать. Он не напрасно не завещал нам любить всех людей. Он ограничился, казалось бы, малым – любовью к ближнему. Какая узость, – скажет гуманист, – какая ограниченность! Но если когда и устраивалась в мире людей жизнь по правде Божией, то устраивалась она именно так, снизу вверх, от ближнего к дальнему, от малой семьи к большой, – Церкви, народу, Отечеству. Иначе не бывает, иначе быть не может, хотя были и те, кто пытался провернуть что-то подобное сверху вниз. Результат известен, см. несколькими абзацами выше.

Так вот, о мечте. О чем мечтали люди, уходившие в XII веке с опустошаемых киевских холмов на северо-восток даже до края земли отвоевывать у суровой нашей природы место для жизни своего народа? Каких героических свершений им хотелось? Какая геополитическая ересь обладала их умами? Какая идеология гнала их с теплого и гостеприимного юга в Залесье, где даже конных и пеших дорог не было? Какая мечта и сверхидея могла породить на просторных и малопригодных для жизни землях поразительную русскую цивилизацию? Да никакая! Они просто каждый поодиночке и в то же время все сообща заботились о своих семьях, маленьких и больших. И процвела пустыня яко крин, выросли города, появились дороги, засияли золотом кресты и купола церквей. Так кого же плодили все эти люди – умы или мясо?

Кто-то может возразить – а как же, например, преподобный Сергий и начатая им «монастырская колонизация»? Так и его подвиг, поистине беспримерный, если посмотреть хотя бы на его видимый результат, тоже начинался из семьи, из горячей взаимной любви и благочестия его преподобных родителей. Подтверждение тому – единоутробные братья преподобного, ставшие его сподвижниками. Не оставил семьи преподобный, но расширил свое сердце, и его семьей в подлинном смысле стал весь русский народ.

Да и Церковь наша, столп и утверждение истины, не прельстилась такой, казалось бы, логичной и функционально удобной, но античеловеческой по сути вещью, как обязательное безбрачие своих служителей. Да, наверное, можно высвободить человеческие силы для высокого служения, вообще запретив ставленнику заводить семью, как это сделали латынники. Но Церковь понимает, что не стоят эти силы того болезненного искривления человеческой природы, которое связано с такой, прости Господи, кастрацией.

Помню, несколько лет назад на каком-то из бесчисленных круглых столов на тему «КакнамобустроитьРоссию» один околоправославный дядечка все кричал о необходимости мобилизации людей, того, сего, третьего… Слово «мобилизация» уже начинало застревать в ушах. А потом один присутствовавший там ехидный поп взял и спросил его: «Не кажется ли Вам, коллега, что русского человека весь двадцатый век только и делали, что мобилизовывали, пока от него ничего не осталось?» И правильно сказал кто-то в комментах у КРЫЖОВНИКОВЫЙ БАЛЬЗАМ, или Апология семейных ценностей [info]smitrich ’а, что за энтузиастами с бубнами и слоганами обычно приходят хмурые люди с приказом взять кружку, ложку и перемену белья и, так сказать, следовать. «Вам сообщат дополнительно», ага.

Собственно, что я хотел сказать… А вот что: жизнь не обманешь; дайте русскому человеку и его семье пожить спокойно у куста крыжовника, и вырастут у него и покорители Эвереста, и нобелевские лауреаты, и кто угодно еще. И подвижники вырастут, потому что нет и не будет лучшего училища благочестия, чем установленный Богом порядок жизни человека в семье. Сам Бог вложил в нас это.

Ну, и о том, что у нас перевелись мечтатели. Нет, не перевелись, слава Богу. Просто они мечтают ныне не о суетном, а о том, что есть единое на потребу. Приводимые мной ниже слова Святейшего Патриарха Кирилла, надо сказать, не были отнесены им прямо к семье, он говорил о более общих, если можно так сказать, вещах, однако мудрость на то и мудрость, что ее можно цитировать по бесчисленному множеству поводов, и она от этого не потускнеет:

«Сегодня у меня, как у Мартина Лютера Кинга, есть мечта. Моя мечта о том, чтобы и вы, и вся молодежь нашей страны, и весь народ наш никогда не дали никому возможности изменить тот курс, следуя которым мы можем обрести счастье. В историческом опыте нашей страны – увлечение безбожием, нравственным нигилизмом, и именно поэтому не была реализована мечта, к которой стремились наши прадеды, деды и отцы, ведь они строили процветающее общество без Бога. Дай Бог, чтобы Отечество наше, народ наш на основании своего исторического опыта сумел сохранить и укрепить свою верность тому единственно правильному курсу на человеческое счастье, который коренится в нашей человеческой природе, ибо сам Бог вложил в нас это».

Признаюсь честно: года три или четыре назад я готов был подписаться под каждым словом почтенного КРЫЖОВНИКОВЫЙ БАЛЬЗАМ, или Апология семейных ценностей [info]smitrich ’а. Я думал почти так же, как он. А все сии вышеизложенные тяжелые мысли пришли мне в голову сегодня, в день рождения и именин моего старшего сына, когда я ждал, пока трудолюбивые механики поменяют масло в попадьином джипе, и вдруг неожиданно понял: я проспал время, за которое он вырос.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Вот здесь размещены фотки легендарной Ноны из Славянска, что каждую ночь передает 120-миллиметровые приветы карачунцам-карателям. Та самая Нона, точнее 2С9 «Нона-С» — советское 120-мм дивизионно-полковое авиадесантное самоходное артиллерийское орудие, которую уже дважды на этой неделе (в ...
Несколько месяцев назад, устав от рекламы на ютубе я поставил её блокировщик и благополучно забыл как о программе, так и о том, что вообще эта реклама когда-то была. Правда в начале просмотра на несколько секунд всё же появляется белое "рекламное" поле, которое можно пропустить, но больше ...
В 2018-м вывесил в ЖЖ старинную пиратскую песню. А сейчас - чем бы дитя ни тешилось - попробовал, поглядеть: а как она будет выглядеть с аккомпаниментом. Я ещё не настоящий сварщик - просто учусь пользоваться ИИ. Вот песня: ...
- Мы с мужем оба работаем полный день, на пятидневке, - рассказывает тридцатилетняя Полина. - Утром уходим из дому вместе, вечером приходим почти одновременно - учитывая, что я еще захожу за ребенком в сад и в магазин... Муж переодевается и ложится на диван с планшетом, а я, чертыхаясь, ...
Весна - прекрасное время для путешествий. Тематическую неделю я посвящаю поездкам по России, причем сравнительно далеким. Сначала я хотела уместить все лучшие поездки в одну неделю, но поняла, что это нереально, причем нереально даже для далеких. Возможно, по "ближним" поездкам будет ...