Краткий экскурс в «игровую форму обучения»

топ 100 блогов lex_kravetski08.11.2023 Есть стандартные расхождения о трактовке термина «игровая форма» со стороны её противников и сторонников. Часть людей (особенно яростные борцы с «игровой формой») трактуют «игровую форму» и вообще «игру» как процесс, обладающий чем-то типа таких свойств.

  1. Игра — это что-то очень простое и примитивное. Она не требует ни размышлений, ни навыков, ни какого-либо обучения.

  2. Игра обязательно должна быть смешной. Во время игры дети, как на лубочной картинке, непрерывно смеются и совершают какие-то хаотические бессмысленные действия.

  3. Игра крайне слабо связана с любой «серьёзной деятельностью» и в целом «абстрактна» — то есть не подразумевает каких-либо рассуждений или действий, которые делаются в реальном мире.


То ли для красного словца и манипуляции, то ли по своим искренним представлениям, человек с такой трактовкой представляет себе абсолютно любую игру так, будто бы это он играет с младенцем в «ладушки», состроив идиотское выражение лица и непрерывно сюсюкая.

Однако это всё неверно даже в смысле утверждений о просто играх, не говоря уже об «игровой форме обучения».

  1. Целая куча игр вообще совсем не простые и не примитивные. Довольно часто они могут быть заметно сложнее, чем вообще всё, чем занимается некий человек в жизни. Большинство игр при этом сильно сложнее вообще всего, что ученики делают в школе.

  2. Большинство игр не смешные и не подразумевают такового. А большинство из как бы смешных смешны лишь эпизодически и это обычно является не основной сутью игры, а побочным элементом оформления.

  3. Многие игры связаны с «серьёзной деятельностью» несравнимо сильнее, чем любая деятельность, которой ученики занимаются на уроках. В частности, именно на примере компьютерные игр овердофига людей начинают хорошо понимать, что такое «научный эксперимент» и как вообще проверять гипотезы.


Реально под «игрой» и «игровой формой» подразумевается нечто, обладающее совсем иными свойствами:

  1. Вся рутинная деятельность минимизирована и максимально замаскирована. Всё то, что из неё осталось, должно восприниматься как шаг достижения некой интересной цели, а не самоцель.

  2. Есть законченная модель процесса или его этапов. Каждое совершаемое действие связано с этой моделью, что должно быть понятно игроку.

  3. В процессе есть очевидный игровой интерес, побуждающий игрока заниматься всем этим добровольно и, в том числе, добровольно разбираться в «правилах игры», стратегиях и т.п., поскольку всё это ассоциируется с повышением интереса и своих успехов в игре.

  4. Даже повторяющиеся действия должны создавать впечатление новизны. Не должно появляться чувство типа «я механически делаю одно и то же — лучше было бы отдать это компьютеру или роботу».


Например, стандартный школьный подход к иностранным языкам примерно такой.

  1. Ты должен заучить столько-то слов чисто повторением, а потом об этом отчитаться.

  2. Вот правило и (если повезло) несколько абстрактных примеров его применения. Выучи это формальное правило и отчитайся.

  3. Вот очевидно синтетический текст с этими словами и правилами — им ты сначала сам себя проверишь, а потом учитель проверит тебя.


А вот как это выглядит в «игровой форме».

  1. Вот таинственный текст, который тебе надо будет расшифровать, чтобы узнать его содержание (игрок уже подсажен на «детектив»).

  2. Есть некоторые «улики», которые помогут тебе понять его смысл («улики» — это намёки на правила грамматики и, например, пары «предложение — перевод» из которых можно дедуктивно вывести значения слов).

  3. Не заучивай спецом ничего (оно всё запомнится само в процессе, ты даже не заметишь).

  4. Если вдруг ты почувствуешь, что застрял — у нас есть для тебя подсказки (значения слов мы можем подсказать тебе напрямую, но сделаем это именно тогда, когда ты особенно сильно заинтересован в этом знании, а потому гораздо быстрее и прочнее его запомнишь, кроме того, никому не придётся тебя заставлять это узнавать и запоминать, включая тебя самого).

  5. Пользуясь ранее разрешённой загадкой, давай разрешим следующую — не менее загадочную (новый «детектив» частично использует то, что узнали в предыдущих сериях, тем самым ненавязчиво об этом напоминая).


Вдобавок к тому, что в «игровой форме» всё то же самое заходит гораздо быстрее и гораздо надёжнее, без каких-либо отрицательных эмоций, школьный вариант — это то, чем кроме как в школах и вузах никто никогда не занимается, а «игровой» — это практически один в один реальная деятельность лингвиста, расшифровывающего какой-то язык или пытающегося вычленить набор его правил.

Иными словами, стандартный школьный вариант самим своим построением вытравливает из всех знаний и навыков весь фан, даже если он там прямо сразу присутствует в диких количествах. А игровой подход, напротив, пытается наделить фаном даже те промежуточные почти механические действия, которые совершаются ради каких-то вещей с очевидным игровым интересом, и продемонстрировать как можно больше присутствующего в некоторой области знаний и умений фана даже тем, кто сам его с налёта не разглядел.

Именно по этой причине детей приходится непрерывно заставлять заниматься всякой там школьной деятельностью, но вот в случае с играми, наоборот, тем же людям приходится заставлять детей не заниматься ими, сколь бы много знаний эти игры подспудно ни давали и сколь бы много навыков ни требовали.



doc-файл

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Далеко пойдет! Хиллари еще не Клинтон на митинге студентов в Колледже Уэллсли. 8 октября 1968 года. ...
"Когда моя жена обижается - она молчит, - сетовал тут недавно знакомый. - Я к ней и так, и эдак, вопросы задаю, пытаюсь выяснить что не так - молчит. Может несколько дней со мной не разговаривать. Но зачем? Потом ведь все равно мириться придется. Так почему бы сразу не объяснить что тебя н ...
112.ua раскрыло страшную тайну - Плотницкий убийца Бен Ладена. Это зрада - морской котик Plotnitsky на службе ЛНР! ...
Работы белорусского художника, живущего в России — с любовью (начало) Художник Дмитрий Кустанович родился 29 марта 1970 года в городе Минске. Там же получил музыкальное ...
Последняя работа Серджо Леоне, итальянского режиссера, придумавшего новый жанр "спагетти-вестернов" и снявшего знаменитую "долларовую трилогию" "За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше", "Хороший, плохой, злой", посвящена американским гангстерам времен сухого закона. ...