Краткий экскурс в «игровую форму обучения»

- Игра — это что-то очень простое и примитивное. Она не требует
ни размышлений, ни навыков, ни какого-либо обучения.
- Игра обязательно должна быть смешной. Во время игры дети, как
на лубочной картинке, непрерывно смеются и совершают какие-то
хаотические бессмысленные действия.
- Игра крайне слабо связана с любой «серьёзной деятельностью» и в целом «абстрактна» — то есть не подразумевает каких-либо рассуждений или действий, которые делаются в реальном мире.
То ли для красного словца и манипуляции, то ли по своим искренним представлениям, человек с такой трактовкой представляет себе абсолютно любую игру так, будто бы это он играет с младенцем в «ладушки», состроив идиотское выражение лица и непрерывно сюсюкая.
Однако это всё неверно даже в смысле утверждений о просто играх, не говоря уже об «игровой форме обучения».
- Целая куча игр вообще совсем не простые и не примитивные.
Довольно часто они могут быть заметно сложнее, чем вообще всё, чем
занимается некий человек в жизни. Большинство игр при этом сильно
сложнее вообще всего, что ученики делают в школе.
- Большинство игр не смешные и не подразумевают такового. А
большинство из как бы смешных смешны лишь эпизодически и это обычно
является не основной сутью игры, а побочным элементом
оформления.
- Многие игры связаны с «серьёзной деятельностью» несравнимо сильнее, чем любая деятельность, которой ученики занимаются на уроках. В частности, именно на примере компьютерные игр овердофига людей начинают хорошо понимать, что такое «научный эксперимент» и как вообще проверять гипотезы.
Реально под «игрой» и «игровой формой» подразумевается нечто, обладающее совсем иными свойствами:
- Вся рутинная деятельность минимизирована и максимально
замаскирована. Всё то, что из неё осталось, должно восприниматься
как шаг достижения некой интересной цели, а не самоцель.
- Есть законченная модель процесса или его этапов. Каждое
совершаемое действие связано с этой моделью, что должно быть
понятно игроку.
- В процессе есть очевидный игровой интерес, побуждающий игрока
заниматься всем этим добровольно и, в том числе, добровольно
разбираться в «правилах игры», стратегиях и т.п., поскольку всё это
ассоциируется с повышением интереса и своих успехов в игре.
- Даже повторяющиеся действия должны создавать впечатление новизны. Не должно появляться чувство типа «я механически делаю одно и то же — лучше было бы отдать это компьютеру или роботу».
Например, стандартный школьный подход к иностранным языкам примерно такой.
- Ты должен заучить столько-то слов чисто повторением, а потом об
этом отчитаться.
- Вот правило и (если повезло) несколько абстрактных примеров его
применения. Выучи это формальное правило и отчитайся.
- Вот очевидно синтетический текст с этими словами и правилами — им ты сначала сам себя проверишь, а потом учитель проверит тебя.
А вот как это выглядит в «игровой форме».
- Вот таинственный текст, который тебе надо будет расшифровать,
чтобы узнать его содержание (игрок уже подсажен на «детектив»).
- Есть некоторые «улики», которые помогут тебе понять его смысл
(«улики» — это намёки на правила грамматики и, например, пары
«предложение — перевод» из которых можно дедуктивно вывести
значения слов).
- Не заучивай спецом ничего (оно всё запомнится само в процессе,
ты даже не заметишь).
- Если вдруг ты почувствуешь, что застрял — у нас есть для тебя
подсказки (значения слов мы можем подсказать тебе напрямую, но
сделаем это именно тогда, когда ты особенно сильно заинтересован в
этом знании, а потому гораздо быстрее и прочнее его запомнишь,
кроме того, никому не придётся тебя заставлять это узнавать и
запоминать, включая тебя самого).
- Пользуясь ранее разрешённой загадкой, давай разрешим следующую — не менее загадочную (новый «детектив» частично использует то, что узнали в предыдущих сериях, тем самым ненавязчиво об этом напоминая).
Вдобавок к тому, что в «игровой форме» всё то же самое заходит гораздо быстрее и гораздо надёжнее, без каких-либо отрицательных эмоций, школьный вариант — это то, чем кроме как в школах и вузах никто никогда не занимается, а «игровой» — это практически один в один реальная деятельность лингвиста, расшифровывающего какой-то язык или пытающегося вычленить набор его правил.
Иными словами, стандартный школьный вариант самим своим построением вытравливает из всех знаний и навыков весь фан, даже если он там прямо сразу присутствует в диких количествах. А игровой подход, напротив, пытается наделить фаном даже те промежуточные почти механические действия, которые совершаются ради каких-то вещей с очевидным игровым интересом, и продемонстрировать как можно больше присутствующего в некоторой области знаний и умений фана даже тем, кто сам его с налёта не разглядел.
Именно по этой причине детей приходится непрерывно заставлять заниматься всякой там школьной деятельностью, но вот в случае с играми, наоборот, тем же людям приходится заставлять детей не заниматься ими, сколь бы много знаний эти игры подспудно ни давали и сколь бы много навыков ни требовали.
doc-файл
|
</> |