Красная пропаганда в плакатах дальневосточных художников
dkphoto — 29.04.2010 Вторая подборка работ из книги Н.П. Крадина «Художники Дальнего Востока. XIX – середина XX вв». На этот раз я отбирал преимущественно пропагандистские плакаты.Иван Михайлович Видин (1894, Самара – 1926, Шанхай). «Кооперативы позволяют брать товар непосредственно из рук производителя помимо буржуазии». Этот художник поставил свое искусство на службу революции, в частности оформлял Владивосток к празднованию шестой годовщины Октября, занимался внешним обликом зданий и целых улиц. Тем не менее, в 1925 году он уехал в Китай.
А этот мастер уже упоминался мною в первой подборке – Никтополеон Павлович Наумов (1891 – 1928), плакат называется «Два мира: старый и новый».
Руке этого же художника принадлежат и еще четыре работы, вошедшие в данный альбом. Эта называется «Каппелевец, кого ты защищаешь? Скинь повязку и оглянись!» К слову, красная пропаганда и в самом деле была достаточно эффективна среди рядовых чинов белогвардейских войск на Дальнем Востоке. Правда, наиболее действенным аргументом являлась борьба с интервенцией, а не с капиталом. Между тем японцы на этом плакате явно играют не первую скрипку.
«Исправный солдат – надежа трудящихся, гроза врагам». К сожалению, непросто выложить изображение таким образом, чтобы удобно читались все мелкие надписи, так что приведу их отдельно (с сохранением оригинальной пунктуации).
Плохой неряха часовой,–
Его кусают клоп и вошь,
А белогвардеец за спиной
Ему всадить готовит нож.
А у исправного солдата
Никто к посту не подойдет –
Всегда быстрехонько расплату
У часового он найдет.
Коль у тебя винтовка ржава,
Так из нее стрелять напрасно.
Смеется белая орава,–
Она ей вовсе не опасна.
Боец сознательный горазд
Свое оружье чистить ловко,
И не обманет, не предаст
Подруга верная – винтовка!
Коль несознательный солдат
С конем обходится небрежно,
Один и тот же результат
Всегда бывает неизбежно.
Кавалеристу лошадь – друг,
И коль за ней он наблюдает,
И чистит не жалея рук,
Она и устали не знает.
В казарме грязь и паутина
И пылью все покрыто сплошь…
А что, друзья, тому причина?
Лень, нерадивость и картеж.
У аккуратного солдата
В казарме чисто, как в избе.
Где нужно он пришьет заплату,
Заботливость видна везде.
Коль у бойца «корявый» вид
Грязна, изодрана рубаха
Всяк с омерзением глядит
Противен каждому неряха.
Бродить не станет по базару
Боец сознательный в досуг.
Час отдыха пройдет не даром,
Коль книга будет первый друг.
Сколь не давай обмундировку
Все понапрасну, все без толку.
Спешит загнать свою обновку
Плохой солдат на барахолку.
Боец сознательный для бани
Белье разумно сберегает,
Не носит непригодной рвани
И паразитов он не знает.
«Товарищи рабочие, крестьяне и бойцы!»
«Долой рабство и нищету!»
Опять приведу мелкий текст:
Царизм шел к туземцам с водкой, крестом, спаивал, выкачивал пушнину и рыбу.
Гибли от черной оспы. Обирались попами и царскими чиновниками. Спаивались водкой. Жили в нищете и убожестве.
Советская власть идет на помощь туземцам со школой, больницей и кооперацией.
А это работа уже другого художника - линогравюра «Империализм» Александра Евгеньевича Степанова (1894, Москва – 1972, Новосибирск).
Завершает подборку плакат, нарисованный Павлом Васильевичем Любарским (1891, Хабаровск – 1970, Москва) в 1924 году на смерть В.И. Ленина.