
Краеведческое

Там расположен то ли заповедник, то ли заказник, то ли охотничье хозяйство. Здесь водятся всякие звери: бобры, выдры. ондатры, птиц немерено-несчитано.
Вот это не просто яма, а бобровая нора, вход в воду.
Между прочим, глубокая такая ямка, выше колена будет. А рядом запруда, но вода поднялась и ее не видно
А там под водой вот такие колышки торчат, бобровыми зубами заточенные
А еще там растут желтые кубышки
И трудно поверить, что в 19 веке здесь, вот прямо на берегу речки, располагался один из крупных промышленных центров Белоруссии. Тогда деревня Поречье принадлежала старинному роду Скирмунтов, упоминавшемся в летописях еще в 14 веке. Кстати, выкупили они Поречье и близлежащую деревню Молодово у Огинского, ну, того, что полонез написал, еще в 18 веке. Выкупили и сразу начали , как сейчас бы сказали, модернизацию. Дворцы построили, парки разбили, а самое главное - открыли производство. И сахар делали, и крахмал из картофеля, и винокуренные заводы строили, а в середине 19 века в Поречье открыли суконную фабрику, продукция которой получала призы на международных и российских выставках.
От фабрики осталось лишь одно здание
Это вид со стороны реки
До войны слева от этого здания вдоль берега Ясельды располагались общежития для семейных рабочих - на 90 квартир, - и для одиноких. Численность рабочих на фабрике колебалась от 200 до почти 500 человек. Квартиры оплачивались за буржуйский счет, лечение в местной больничке на 12 мест тоже было бесплатным.За общежитиями стоял дворец с парком, где и проживали хозяева поместья и их многочисленные гости. Через село проходила первая в Белоруссии железная дорога, узкоколейка, связывавшая Белосток с Пинском и шедшая дальше на Волынь.
До сих пор сохранился парк, который разбил последний из Скурмунтов, пан Роман, с разными древесными редкостями. Здесь есть несколько тюльпановых деревьев, орех Зибольда, и болотный кипарис
правда, парк сильно зарос, но таблички на деревьях напоминают, что он охраняется государством.
Ну, про Скурмунтов много чего понаписано, кто заинтересуется, без труда найдет в сети подробности, так что не буду повторяться. А местные старушки, помнившие еще пана Романа, вот что рассказывают. Пан он был добрый, людей не обижал, по правилам, чтобы собирать ягоды и грибы в лесу, следовало купить билет. Можно за деньги, а можно было и отработать. Но бывало, что люди без билета в лес шли, если такого пан поймает, он ягоды не забирал, но вежливо просил прийти на следующий день и отработать за билет. А если вдруг у кого дом сгорит, то пан бесплатно давал дерево на новый, а люде просил помочь погорельцу.
Сам пан Роман не был женат, но, как вспоминали местные старушки, паненки к нему приезжали постоянно и все - красавицы писанные.Даром что был он уже не молод, почти семидесяти лет.
Была у пана Романа сестра, она занималась больничкой и вела его хозяйство. Когда в 39м Полесье "освободили" от польского гнета:) Пана Романа и его швагра(мужа сестры) забили, сделал это человек по кличке Соловей.
А паненку, сестру Романа Александровича увезли в отряд и там издевались над ней, пока она не померла. Ну, Соловей тот тоже долго не прожил, через некоторое время нашли его убитым. Кто-то отомстил за пана.
Панский палац и другие здания взорвали во время войны партизаны, а потом растаскали все по кирпичикам. Хоронившие пана Романа запомнили место и потом уже поставили ему простой крест.
|
</> |