Корветы нашего времени.

топ 100 блогов antoin01.04.2010 Необходимое вступление. Как могли заметить некоторые читатели, я уже около месяца ничего не писал в этом журнале. На него просто не было ни времени, ни сил. Теперь всё опять спокойно, и можно продолжить. Только вот после долгого перерыва понял я, что писать про всякие ренессансы уже надоело. Кому это надо? Скучная, пыльная история, оторванная от реальности, по сути интересная только замкнутому узкому кругу, которому не интересно ничто другое. В связи с этим в дальнейшем направленность журнала будет не той, что прежде, так что сегодняшний пост можно воспринимать как программный: он покажет, каких текстов можно будет ждать в дальнейшем. Оформление и юзерпики пока прежние, но скоро приведу их тоже в соответствие с новым курсом. Вот такой вот ребрендинг.

Вчера в Петербурге спустили на воду новый корабль. Корвет "Сообразительный". Новость прошла бы мимо ушей - спустили и спустили, подумаешь, но его классификация привлекла внимание товарища, позвонившего с вопросом: «слушай, а почему корвет?»



Спуск "Сообразительного" на воду.





Отвечая на вопрос, понял, что тема довольно интересная. Действительно. Корветы, фрегаты. Откуда сейчас эти названия парусных времен, и что они сегодня собой представляют?

200 лет назад все было относительно понятно: и то и то - трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом фрегат (этимология слова и поныне представляет собой загадку, но имеется оно практически во всех европейских языках) был классом повыше, наиболее мощные из них использовались в линии баталии заодно с линейными кораблями, имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две - открытую и закрытую) и нес 30-50 пушек, в том числе тяжелых. Уступая линкорам по основным размерениям, в огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее, и использовались в качестве "прислуги за все" - от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Корветы нашего времени.
Фрегат "Паллада".

Корветы (из франц. corvette "легкий военный корабль, малый фрегат", от голландского corver - "корабль-охотник")., очень тесно пересекались с так называемыми "малыми фрегатами". Они тоже были многоцелевыми кораблями. В составе флотов корветы выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, наводя шорох на туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушчонками и десантом.

Корветы нашего времени.
Корвет La Recherche у острова Медвежий, 1838 год.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах минувшего века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены - даже несмотря на появление паровых фрегатов и паровых корветов. Их сменили крейсера - большие и малые, легкие и тяжелые, броненосные и бронепалубные и т.д., занявшие практически всю нишу этих классов. Где то снизу крейсера подпирались уже совершенно новыми типами кораблей - миноносцами и эскадренными миноносцами (эсминцами), которые постепенно, с ростом ТТХ, все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.


Корветы нашего времени.
Первый в мире крейсер: Корабль Его Величества Inconstant.

А что же фрегаты и корветы? Эти классы кораблей вернула к жизни Вторая мировая война, когда вдруг оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров, не хватает для выполнения важнейшей задачи - сопровождения конвоев, ставших, воистину, кровеносными сосудами Объединенных Наций, и более того - эсминцы, не говоря уж о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для этих целей.

Так ушедшие в небытие корветы и фрегаты возродились вновь. Корветы имели водоизмещение в пределах тысячи тонн, вооружались артиллерией калибра до 76-100 мм, зенитными автоматами 20-40 мм (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. Они имели довольно солидное радиоэлектронное вооружение: джентльменский набор - РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен - знаменитый британский "тип 271" сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV), и высокоточный пеленгатор, "хаф-даф". Под это описание, например, подходят широко известные британские корветы "цветочной серии" (Flower), размноженные в 267 экземплярах, и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас - танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью в 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, "Либерти" и танкеры из США в Великобританию, те же "Либерти" и советские транспорта из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск... Они были везде. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Корветы нашего времени.

Корвет Azalea.

Корветы нашего времени.

Конвой в северной Атлантике.


Эту проблему решали фрегаты, которые были эскортниками "классом повыше". Вот, скажем, тип River. Солидные корабли, 1370 длинных тонн в стандарте, 1830 полного, силовая установка уже в 5000 л.с., а то и в 6500 (если паротурбинная а не паромашинная), и скорость за 20 узлов. Построены в количестве 151 единицы. В отличие от корветов, фрегаты уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. Вооружены они были тоже солидно: пара 102 (или 114-мм) пушек, до десятка(!) "Эрликонов", конечно же, РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинок (до полутора сотен), чтобы гонять "мальчиков Деница".

Радиоэлектронное вооружение в общем и целом соответствовало корветскому. РЛС, ГАС.

Корветы нашего времени.

Фрегат Swale

Заканчивая тему "Риверов" можно отметить что их послевоенная судьба была очень разной. Один из них - канадский Stormont - был, например, куплен Аристотелем Онассисом, и превратился после перестройки в роскошную яхту Christina O, названную в честь дочери миллиардера.


Война закончилась, на сцену вышли новые реалии: ядрена бомба и ракетное вооружение. Ядрену бомбу мы тут трогать не будем, а вот ракеты нас интересуют. Благодаря им корветы и фрегаты УРО (управляемого ракетного оружия) стали тем, что они есть сейчас. Флоты стали меняться, стремительно "обракечиваясь". К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5-2 тысяч тонн корветы, до 4-5 фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. "Многозадачность" определялась возможностями вооружения. С противолодочным все было ясно: мощные гидроакустические комплексы (ГАК) объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами, а то и ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами), и наличием (для фрегатов) палубного вертолета, по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме "охотников за ПЛ". Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК (Си Кэт, Си Вулф, Наваль Кроталь, "Оса-М" и прочие, имя им легион), а противокорабельные - благодаря компактным же ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору - "Гарпун" и "Экзосет").

Корветы нашего времени.

Британский фрегат "Корнуолл" и американский АВ "Джон Стеннис".

Тут надо отметить что наша Родина в тот период шла своим путем, строя в этом классе узкоспециализированные корабли: МРК и МПК (малые ракетные и противолодочные) в виде аналогов западных корветов, СКР (тоже, в общем, специализированные противолодочники) и "младшие" БПК (61-й проект) - в противовес фрегатам. Многоцелевыми они начали становиться уже под занавес СССР, когда стало ясно, что содержание титанического зоопарка разномастных кораблей слишком дорого даже для советской экономики.

Корветы нашего времени.
СКР "Пытливый" проекта 1135. На Западе этот тип прозвали "поющие фрегаты".


Именно из этого запоздавшего понимания растут корни упомянутого в первой строке сего поста "Сообразительного". Он представляет собой корабль уже следующего поколения, где многозадачность возведена в степень. Главным козырем современных ракетных кораблей являются универсальные установки вертикального пуска (УВП), способные запускать разные типы ракет - от противокорабельных до противолодочных. "Сообразительный" несет одну из самых последних и, без ложной скромности скажем - самую совершенную из установок подобного рода - УВП 3С-14 в составе универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). Емкость УКСК - 8 гнезд, примерно 9 метров в высоту и около метра в ширину каждое. В каждое из гнезд можно грузить от 1 до 4 ракет в зависимости от типа и размера, и, ходят упорные слухи, что для ЗУР малой дальности нового поколения 9М100, емкость достигает 8 ракет на гнездо (в два "этажа"). А так вполне себе нормальной нагрузкой для того же "Сообразительного", будут 32 ЗУР средней дальности 9М96, которые обеспечат ему ПВО на уровне не худшем, чем у многих кораблей значительно большего водоизмещения. При этом сохраняются отдельные пусковые для ПКР и торпедные аппараты.



Корветы нашего времени.

Головной корабль проекта 20380 - "Стерегущий". Обращает на себя внимание модуль ЗРАК за носовой башней - на тот момент УКСК еще не довели и поставили "Каштан".


Подробно расписывать ТТХ корвета и набор его вооружения смысла нет - оно все написано на том же паралае, поэтому остановимся наиболее примечательных особенностях: наличие современной БИУС "Сигма", обеспечивающей коллективную оборону соединения, обмен информацией и целеуказание от внешних источников в реальном времени. До сего момента такая роскошь была доступна только кораблям класса "Иджис" - американским "Тикондерогам" и "Беркам", японским "Конго", новейшим испанским "Альваро де Базан" и пр.

Корветы нашего времени.

Испанский фрегат "Альмиранте Хуан де Бурбон", относящийся к типу "Альваро де Базан".

У нас сумели подобную систему органично вписать в 2000 тонн водоизмещения, дав корвету потенциал крупного боевого корабля. Отряд из 2-3 подобных единиц во главе с фрегатом с "Сигмой" и УКСК в количестве 4-5 модулей, способны представлять серьезную угрозу для любого противника. Фрегаты такого рода мы тоже уже строим - проект 22350.

Такой отряд может использоваться самостоятельно, может - как эскорт для авианосца, десантного корабля, крейсера или эсминца 1 ранга, контролируя обстановку в воздухе, на поверхности воды и в глубине.

На Западе близкими ТТХ обладают европейские ракетные корабли нового поколения. Уже упомянутый испанский тип "Альваро де Базан" представляет собой модификацию транснационального проекта F100, по которому строят боевые корабли и другие страны - от Норвегии до Австралии. А если говорить о корветах, то соперником для проекта 20380 выглядит турецкий проект корветов класса MilGem (от Milli Gemi - национальный корабль). Построенный с широким использованием западных комплектующих он близок к российскому проекту по основным размерениям и ТТХ, но уступает по огневой мощи (особенно в плане ПВО) и разнообразию вооружения.

Корветы нашего времени.

головной турецкий корвет класса MilGem в процессе постройки.



Завершая тему хочется сказать, что традиционная классификация в последнее время утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь, в общем, к разнице в объеме боезапаса. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяет назвать его кораблем современной "линии баталии".

Возможно более правильным было бы вернуться к ранговой классификации. Ракетный корабль 1, 2, 3, 4 ранга... Как в былые времена мерялись по рангам артиллерийские корабли.

А вы как считаете?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока нас отвлекают увлекательным рытьем канавы на границе с Россией, селюки засевшие в Раде, окончательно взбесились. Вот, почитайте, какой законопроект вносит Бенюк. Кстати, по своей направленности этот законопроект очень напоминает первые законы, которые принимала НСДАП, после ...
и обнимашек! Сегодня международный день объятий. По своеобразному «поверью» во время дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом. Существуют и «научные» обоснования полезности объятий: дружелюбные прикосновения повышают иммунитет, стимулируют центральную нервную систему, ...
...
Не буду сейчас о мотивациях, кратко скажу: - мне всегда не хватало детских приключений. Не детских историй, которых было множество, а именно приключений. Без политики, без пропаганды, без бесконечных наставлений. Не хватало. Сейчас их навалом, и есть шикарное, но всё же. Хочется своё. ...
Из визитки компании: Московский винно-коньячный завод «КиН», основанный в 1940 году, последние 10 лет занимает лидирующие позиции в алкогольной отрасли России. В 1960-м году в истории «КиНа» впервые появляется коньяк. Здесь была выпущена уникальная для советских (да и не ...