Король танцует...
thor_2006 — 09.03.2020В нашем случае речь идет об этой вот книге:
Сюжет и у книги, и у фильма весьма схож - и там, и там идет речь о танцующем короле - о Людовике XIV, короле-Солнце. Однако автор книги, историк М.А. Сидоренко, рассматривает сюжет "танцующего короля" через призму репрезентации Власти и ее стремления воздействовать таким образом на подданных, формируя нужное для нее, Власти, общественное мнение - и не только в самой Франции, но и за ее пределами. "Имеющий уши да услышит", хотя, впрочем, здесь надо несколько переиначить эту фразу - "Имеющий глаза да увидит!", ибо посредством танца и декораций придворного балета король стремился донести до своих зрителей - и французов, и нефранцузов, значимые политические идеи. В этом отношении придворный балет времен Людовика XIV можно сравнить с театром в Афинах в классическую эпоху - здесь театр также выступал важным средством политической пропаганды и воспитания гражданина полиса, его индоктринации.
Автор книги рассматривает историю французского придворного балета во взаимосвязи с событиями политической жизни Франции, его эволюцию и в особенности развитие придворного балета во времена Людовика XIV. Обращает на себя внимание то отношение к балету, которое культивировал Людовик XIV и та серьезность, с которой он относился и к нему, и своей роли в нем - для Людовика и как политика, государственного деятеля, и как артиста-танцора (а но танцевал заглавные роли в балете, тщательнейшим образом, тратя на подготовку многие дни, недели и даже месяцы)) это было не меньшее по значимости государственное дело, чем, к примеру, внешняя политика, войны и т.п.
В общем, прелюбопытное вышло чтение и весьма занимательное, особенно при сопоставлении с аналогичной практикой репрезентации власти в русском государстве времен Алексея Михайловича - современника короля-Солнце. И по другому начинаешь относится к петровским "чудачествам" подобного рода - всем этим фейерверкам, ассамблеям и пр.