Коричневые огнепоклонники
vikond65 — 10.05.2023Ровно 90 лет назад, 10 мая 1933 года, всего через три месяца после того как Адольф Гитлер стал рейхсканцлером, в Берлине состоялась первое публичное сожжение книг, "противоречащих духу германской нации". На площади Оперплатц было сожжено примерно 25 тысяч "неправильных" книг, изъятых нацистами из университетских, школьных и публичных библиотек, а также - из книжных магазинов. Инициатором этой пироманской акции был подконтрольный нацистам "Германский студенческий союз", который поддержали эсэсовцы Гиммлера и штурмовики Рема.
В дальнейшем "книжные аутодафе" в течение полугода прошли еще в семидесяти немецких городах. В них сжигались книги более чем трехсот авторов из разных стран, которых гитлеровцы объявили "врагами рейха". Большинство из них составляли немецкие писатели, публицисты и журналисты левых или либеральных взглядов, малоизвестные за пределами Германии. Но было немало и всемирно знаменитых политиков, политических теоретиков, философов, экономистов и ученых, таких как Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Либкнехт, Лассаль, Луначарский, Бебель, Бернштейн, Каутский, Фрейд, Александра Коллонтай и Роза Люксембург.
А также - выдающиеся писатели: Анри Барбюс, Бертольт Брехт, Исаак Бабель, Ярослав Гашек, Федор Гладков, Максим Горький, Теодор Драйзер, Михаил Зощенко, Анна Зегерс, Ильф и Петров, Валентин Катаев, Леонид Леонов, Джек Лондон, Генрих, Клаус и Томас Манны, Джон Рид, Эрих Мария Ремарк, Александр Серафимович, Федор Сологуб, Леонид Пантелеев (автор "Республики ШКИД"), Герберт Уэллс, Лион Фейхтвангер, Эрнест Хемингуэй, Стефан Цвейг и Илья Эренбург. Все эти и многие другие авторы попали в список запрещенной литературы, подлежащей уничтожению, а за хранение их произведений можно было угодить в концлагерь.
Сожжения книг оформлялись как срежиссированные театральные мистерии, а их участники пафосно произносили заученные речевки, например: "Я против растлевающей души половой распущенности! Да здравствует благородство человеческих душ! Поэтому я предаю огню сочинения Зигмунда Фрейда!" Или: "Нет - мерзким писакам, предающим наших героев! Да здравствует подлинный историзм и патриотизм! Я сжигаю сочинения Эриха Марии Ремарка!"
Интересно, что большинство немцев, не разделявших нацистских взглядов, не придало значения этому огненному шабашу, сочтя его несерьезным и шутовским действом. И лишь немногие, самые прозорливые и умевшие смотреть в завтрашний день, поняли, к чему всё идет, и начали паковать чемоданы.
Вверху: сожжение книг на Оперплатц. Внизу: марш по Берлину членов Германского студенческого союза.
|
</> |