Корейский звездопад
vikond65 — 08.01.2024Ровно 80 лет назад, 8 января 1944 года, впервые поднялся в воздух ХР-80 - опытный экземпляр самолета P-80 Shooting Star ("Падающая звезда") - первого американского крупносерийного реактивного истребителя. ХР-80 создавался в обстановке такой строгой секретности, что из 130 человек, работавших над проектом, только пятеро знали, что они разрабатывают реактивную машину. Во всяком случае, так написано в англопедии, хотя, по-моему, это похоже на бред.
Весной 1945 года первое экспериментальное звено "Шутинг Старов" отправили на итальянский фронт, но там американские реактивные первенцы совершили всего несколько вылетов и ни разу не встретились с воздушным противником.
Реальное боевое крещение Р-80, переименованного F-80, прошло в Корее, причем именно там 1 ноября 1950 года состоялся первый в мировой истории воздушный бой между реактивными истребителями, в котором советский летчик Семен Хоминых на МиГ-15 сбил F-80 под управлением майора Фрэнка Ван Сикла. Американский пилот погиб. А 8 ноября лейтенант Рассел Браун заявил, что он на F-80 якобы сбил МиГ-15, но наши эту победу не подтверждают.
Всего же, пилоты F-80, воевавшие в Корее, претендуют на 17 воздушных побед (6 Ил-10, 1 Ла-7 (?), 8 Як-9 и 3 МиГ-15). Собственные боевые потери, признанные американцами, - 127 самолетов, из них 15 - в воздушных боях, а остальные - от зенитного огня, поскольку начиная с 1951 года "Шутинг Стары", в основном, использовались для ударов по наземным целям.
Р-80 интересен, прежде всего, тем, что его двухместная учебно-тренировочная версия Т-33, которая появилась в 1948 году, оказалась гораздо более удачной, более распространенной и более массовой, чем оригинал. Р-80 был растиражирован в количестве 1732 экземпляра и уже в 1950 году - снят с производства как морально устаревший, а Т-33 было сделано 6557 штук, то есть, почти в четыре раза больше. Производство Т-33 продолжалось вплоть до начала 1960-х годов. Пожалуй, это единственный подобный пример в мировой практике.
В американских ВВС Т-33 применялись до 1975 года, в Национальной Гвардии США - до 1997-го, а в военно-пилотажной группе Thunderbirds - до конца "нулевых" годов. В Канаде лицензионные Т-33 (СТ-33) местного производства оставались на вооружении до 2005 года, а в Боливии они были списаны лишь в июле 2017-го. Канадские Т-33 поступили в Боливию в 1957 году, то есть, они оставались в строю ровно 60 лет. Этот рекорд долгожительства в реактивной авиации пока не побит.
Т-33 и СТ-33 состояли на вооружении более чем в 40 странах, причем не только как УТС, но и в качестве истребителей, разведчиков и ударных машин с ракетными и бомбовыми подвесками. В 1961 году, во время провального вторжения американских наемников на Кубу, кубинские пилоты на Т-33 сбили четыре американских бомбардировщика А-26 "Инвэйдер", осуществлявших воздушную поддержку морского десанта в заливе Кочинос.
Прототип ХР-80 в полете.
Р-80 в варианте истребителя-бомбардировщика с подвесными топливными баками на концах крыла и 500-фунтовыми (227-кг) бомбами под крылом.
Пилотажная четверка F-80 в групповом полете.
F-80 из 56-го авиакрыла ВВС США, которое в 1948 году базировалось в американской оккупационной зоне Западной Германии. На борту нарисованы флажки тех стран, в которых побывала эта машина.
Истребители-бомбардировщики F-80C из 36-й авиагруппы ВВС США, в 1953 году принимавшие участие в заключительном этапе Корейской войны.
Мягкая посадка на рисовом поле.
Т-33 пилотажной эскадрильи "Тандербердс", снимок 2007 года.
Кубинский Т-33 с дореволюционными опознавательными знаками времен диктатуры Фульхенсио Батисты.
Боливийский Т-33 в декоративной окраске, посвященной 50-летию его службы в ВВС этой страны.
Окраска одного из последних боливийских Т-33, списанных в 2017 году.
|
</> |