Зализанный вампир
vikond65 — 07.01.2024Ровно 80 лет назад, 7 января 1944 года, впервые поднялся в воздух первый и единственный прототип тяжелого двухмоторного истребителя-перехватчика Макдоннел ХР-67 "Мунбэт" (фантастическое существо - лунная летучая мышь-вампир) - первой разработки знаменитого авиаконструктора Джеймса-Смита Макдоннела.
В дальнейшем этот конструктор спроетировал легендарный F-4 "Фантом", а также - истребители F-15 "Игл" и F-18 "Хорнет", до сих пор состоящие на вооружении ВВС США и других стран. Однако в точном соответствии с поговоркой его первый блин оказался комом. Проектируя "Мунбэт", Макдоннел решил придать ему "идеально обтекаемую форму" с очень плавными и сглаженными переходами между фюзеляжем, крылом и мотогондолами.
В сочетании с 1350-сильными 12-цилиндровыми турбокомпрессорными моторами "Континентал" XI-1430 это должно было обеспечить машине скорость 760 км/ч при исключительно мощном вооружении - шести 37-миллиметровых автоматических пушках, способных за доли секунды разнести вдребезги любой тяжелый бомбардировщик.
Однако на испытаниях выяснилось, что ставка на "Континентал" была ошибочной. Моторостроители так и не смогли довести эти двигатели "до ума" и заставить их выдавать проектную мощность. На практике они развивали не более 1060 сил, а кроме того - постояннно перегревались, что грозило пожаром. В этих условиях преимущества "идеальной аэродинамики" остались не раскрытыми.
Максимальная скорость, которую удалось развить, причем - в в облегченном виде, без гермокабины и вооружения, составляла 652 км/ч. Тоже неплохо, но для 1944 года в такой скорости уже не было ничего выдающегося. У США имелись серийные истребители, летавшие быстрее. К тому же, военные решили, что проектное вооружение "Мунбэта" - явно избыточно, поскольку ни у кого из потенциальных противников Америки нет и не предвидится бомбардировщиков, достойных такой огневой мощи.
В общем, самолет, в который вложили полтора миллиона долларов (нехилая сумма, по тем временам) оказался не у дел. Тем не менее, испытания "по инерции" продолжались до 6 сентября 1944 года, когда один из движков таки вспыхнул в полете. Сбить пламя не удалось, но летчик-испытатель Эллиот сумел посадить горящую машину и выбраться из кабины. Уже на земле "вампира" потушили, однако, повреждения были таковы, что восстановлению он не подлежал.
Самолет отправили в металлолом, программу закрыли, а потраченные деньги списали в убытки. Однако у Макдоннела уже были готовы новые проекты, на которые ему снова каким-то образом удалось выбить финансирование. Но это уже другая история.
На заставке ХР-67 в сборочном цехе.
"Мунбэт" в трех проекциях, на которых хорошо видны его "зализанные" аэродинамические формы.
ХР-67 на аэродроме во время испытаний.
ХР-67 при виде спереди.
Опытный экземпляр в полете.
Еще один полетный снимок, сделанный с другого самолета, летевшего сверху.
|
</> |