Контрольные в голову

топ 100 блогов novayagazeta20.02.2021 Не успели ученики выйти в офлайн, как на них свалились бессмысленные проверочные работы, которые могут стать обязательными.

Школы отучились первые недели очно. Многие рассчитывали на то, что прошлогодний опыт дистанта внесет свои коррективы в школьную повседневность — и что избыточные и ненужные формы контроля отпадут.

Однако уже 10 февраля девятиклассникам страны предстояло сдавать итоговое собеседование, а 5 апреля одиннадцатиклассникам предстоит писать итоговое сочинение. Многие надеялись на полную отмену этих ненужных испытаний, но дождались только переноса.
Никуда не делись и всероссийские проверочные работы (ВПР), которые надолго парализуют жизнь школ.

Их тоже перенесли с карантинной весны на сентябрь.

Вообще-то у школ были куда более важные задачи на первый месяц после долгого дистанта, но для Минпроса и Рособрнадзора нет ничего важнее контроля. Хуже того, в минувшем декабре заговорили еще об одной «итоговой контрольной», которая так же, как и сочинение, будет служить допуском к ЕГЭ — на сей раз по истории. Такое предложение содержится в тексте Концепции преподавания учебного курса «История России», который осенью был утвержден решением Коллегии Минпросвещения РФ.

В Минпросе и Рособрнадзоре поспешили сказать, что в этом учебном году такой контрольной не будет и это, мол, пока только тема для обсуждения в экспертной среде. Однако после того как странная форма «допуска к экзаменам» появилась и была опробована на примере итогового сочинения и собеседования, она превратилась в соблазн для других предметников: обязательных ЕГЭ у нас всего два, зато «допусков» можно придумать сколько угодно. В конце концов, что мешает превратить ВПР в такие «допуски»?

На сайте Федерального института педагогических измерений публикуются «Универсальные кодификаторы для оценки процедур качества образования» — то есть те самые перечни предметного содержания по классам, которые были устранены в свое время из стандартов (ФГОС).

Зачем нужны кодификаторы? Да только затем, чтобы проводить ВПР или подобные им массовые контрольные работы в масштабе страны.

Но если контрольные работы проводятся, значит, школа к ним готовит. А если к ним есть перечень содержания — то школа на него и ориентируется. Так что тот смысл образования, который пока заявлен во ФГОС (совсем простой пример: к выпуску из основной школы ученик должен стать квалифицированным читателем и уметь изъясняться на иностранном языке), подменяется конкретными единицами содержания (должен в пятом классе прочитать «Муму» и изучить Past Continuous). А то если в одной школе «Муму» будут читать в пятом классе, а в другом — в шестом, то как же проводить ВПР?

Контрольные в голову
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Учителя говорят, что нынешний год — очень трудный. И по моральной нагрузке: все жили в состоянии неопределенности, тревожности, постоянного стресса. И по физической: многие учителя и дети переболели ковидом, они и сейчас еще слабы. Дети пришли в классы после почти годичного перерыва — очень многое надо восстанавливать и наверстывать, а сил на это ни у кого нет. В этой ситуации Минпрос и Рособрназдор решают сделать вид, что все хорошо, штатно, идет своим чередом — а поэтому всем надо писать контрольные. Не прочитается без них «Муму».

Учителя и школьники совершенно тому не рады, потому что решают совершенно другие задачи. Вот что они говорят.

Контрольные в голову
Антон Скулачев
учитель, председатель Гильдии словесников:

— Задачи у школы, вышедшей с дистанта, ровно те же, что были на дистанте: в первую очередь поддержка учеников и учителей. Сейчас идет адаптационный период, который усугубляется тем, что в любой момент класс может обратно соскочить на дистант. Нам всем важно не торопиться, а сосредоточиться на повторении, на мотивации школьников, на отработке учебных действий, которые на дистанте выполнялись в искаженном виде или неполно, без нашего присутствия. Важно восстанавливать их, не торопясь: например, три-четыре урока посвятить воспоминанию того, что такое анализ стихотворения и как его делать.

А еще очень важно восстановить живую жизнь в школе. Ее не было почти год — ни спектаклей, ни поездок. Мне больно от мысли, что появятся дети, которые годами были лишены этого: когда все вместе допоздна рисуют декорацию, когда репетируют песню… Вот этого всего нам сейчас не хватает, а не контрольных.

В школах сейчас появилась педагогика страха: учителя и родители боятся, что дети чего-то недополучают.

Все эти жанры — итоговое сочинение, итоговое собеседование, ВПР — это мертвые жанры, которые дают иллюзию контроля среди общей тревожности: рука у ребенка занята, попа на стуле, взгляд устремлен на листочек — значит, ребенок работает.

Но это только иллюзия: на самом деле ребенок занят бессмысленным и непродуктивным делом вроде переписывания текста — на ВПР в пятом классе работа сводится именно к переписыванию. Итоговое сочинение — такая же иллюзия, миллион школьников сядет в один день и напишет: «Многие века эта проблема волновала человечество, ей посвящали свои произведения писатели и поэты. Рассмотрим ее на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Взрослые думают, что они выполнили свою задачу, засадив всех детей страны это писать.

Некоторые региональные министерства образования в условиях дистанта пошли на риск, предоставив своим регионам относительную свободу по сравнению с другими. Но Министерство просвещения сейчас находится в постоянном кошмаре: его осаждают родители, на него давят сверху, оно выбирает самые легкие решения из возможных — а они не всегда правильные.

Контрольные в голову
Наталья Непомнящих
филолог, к.ф.н., преподаватель:

— У Министерства просвещения не оказалось никакого внятного плана действий перед началом учебного года, который заранее обещал быть непростым: ведь копился «хвост» еще с весеннего локдауна, но… Мы опять увидели хаотичные и непредсказуемые действия, полную рассогласованность. В итоге дистант в Москве и регионах, перенос и увеличение каникул, помноженные на карантины и массовую заболеваемость учителей, дали предсказуемую картину: в большинстве учебных заведений просто не успевают «выдать программу», пропавшие часы нечем компенсировать.

А ВПР — это проверочные работы в счет учебного времени, они отнимают и без того сейчас дефицитные уроки только затем, чтоб еще раз убедиться, что учились, к сожалению, все в условиях стресса. К тому же и сами эти работы, и подготовка к ним — не меньший стресс. Не верьте, что к ним не надо отдельно готовиться, это совершенно особый формат заданий, плюс далеко не всегда содержание этих тестов совпадает с учебниками.

Давайте все же признаем, вопреки парадным отчетам, что отнюдь не у каждого ребенка дома были условия для качественного обучения на дистанте, не каждый учитель в силу объективных причин мог обеспечить высокий уровень заочных занятий. Вспомним омского студента на березе. Вспомним, что учителя тоже живут в тесных квартирах, полных домочадцев и собственных детей. Нельзя винить никого из участников учебного процесса, они старались, как могли, но стоит спрашивать министерство, которое и существует для помощи и организации работы, особенно в такие острые моменты:

что было сделано для обучения и оснащения учителей и школьников на дому? Почему никто летом не думал об этом?

Вот почему я считаю, что сейчас имеет смысл снять с учителей и детей всю лишнюю нагрузку, отменив все бесконечные конкурсы, олимпиады, воспитательные мероприятия, направив усилия на изучение того, без чего невозможно будет выстраивать учебный процесс дальше. ВПР и итоговое сочинение совсем не об этом. По-хорошему, и ОГЭ тоже. Ведь результаты этих работ никак не помогают детям, а нужны исключительно «оценщикам» из министерства для их отчетов.

Контрольные в голову
Всеволод Луховицкий
сопредседатель профсоюза «Учитель»:

— Мы в профсоюзе занялись вопросами ВПР потому, что до нас постоянно доносился дружный крик учителей и родителей, жалующихся на эту форму контроля. На днях мы повесили на своем сайте объявление о том, что начинаем анализ содержания ВПР по всем предметам. У нас уже есть экспертные мнения словесников и математиков, мы собираем отзывы учителей-предметников, чтобы передать их в Рособрнадзор и Министерство просвещения.

У нас есть ощущение, что ВПР будут становиться все более существенным способом оценки школы. Сейчас это не называется прямо: напротив, говорят, что не надо выставлять оценки, что школа, показавшая низкие результаты, не будет страдать — но уже в прошлом году появились понятия «сильная школа» и «слабая школа». Много проблем и с попредметной кодификацией. Одна из основных — проблема жесткого закрепления материала по классам, это разрушает логику многих рабочих программ. Кроме того, при введении ВПР заявлялось, что это не проверка знаний, а проверка метапредметных компетенций. Парадокс, однако, в том, что при этом ВПР проверяют именно обычные знания-умения-навыки — хотя учителя ждут чего-то страшного, готовятся сами, готовят детей, тренируют их, учат сидеть под камерой, и все это выбивает школу из колеи на целую неделю — неизвестно для чего. Сейчас начальство стало говорить, что ОГЭ, кажется, не обязателен. Отменить ОГЭ, конечно, хорошо, но мы боимся, что в этом случае сделают жестко обязательными ВПР, и непонятно, что хуже.


Ирина Лукьянова
учитель, обозреватель «Новой»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фото © Reuters. Бытует мнение, что выросло поколение американцев, которое против вмешательства #США в иностранные дела. Дома забот хватает, да и защита демократии во всём мире уже не так рентабельна, как прежде. Тем более, когда речь идёт об исполнении союзнического долга перед ...
За последние пару недель получила на бочину две царапины. Первая небольшая, практически не заметила. Вторая неделей позже - приличная, на две двери. Машина была припаркована в периметре офиса, с торца у дома по ул. Коммунистическая 69. Дом именуют "Шакировским". Обвешен мемориальными табли ...
Скончался соавтор «Ежика в тумане» Сергей Козлов9 января 2010 года стало известно, ...
Целый день пью чай с зирой, это какой то кошмар, я ж зиру люблю, и тут решил попробовать кинуть в чайник - это странное сочетание вкуса и аромата... Зирали чой . Очень вкусный и ароматный чай для любителей зиры Чайник ополоснуть кипятком, ...
Запад по всем сусекам ищет оружие для Украины. Находит на Эквадоре. И предлагает Эквадору отправить это оружие на Украину. А что не отправить? Тем более целый Блинкен просит, почему не уважить уважаемого  человека, — думает Эквадор и принимает решение отправить оружие на ...