рейтинг блогов

"Контрибуция", или ГенералЪ.

топ 100 блогов posadnik29.06.2022 «Контрибуция», 2016 год.

Фильм, который способен встать рядом с «Адмиралом».

Вступление к описанию с википедии сама по себе срывает башню – «Снят по мотивам одноимённой пропагандистской повести Леонида Юзефовича, которую тот написал к 70-летнему юбилею Октябрьской социалистической революции для журнала "Юность".»

Режиссер – Сергей Снежкин. Тот самый, который еще в 80-е снял «ЧП районного масштаба». И здесь тоже есть квики-секс, чтобы снять напряжение.

Снова вернемся к описанию с википедии. Оно же – с «Кинопоиска».

«Действие «Контрибуции» происходит в 1918 году в Перми. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант таинственным образом исчезает. На поиски привлекают приговоренного к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина, который должен найти бриллиант в обмен на помилование.»

Оно ложно. Фильм не о том и не для того.

1) фильм снят в уже зарекомендовавшей себя манере «полная Шаольопа». Вроде бы на документальной основе, вроде бы по событиям которые фиг вывернешь, но интонациями и подтекстами рисуется картина совсем другая, чтобы выхолостить эту.

Например, даже в аннотации генерал Пепеляев показан весьма авантажно – по имени-отчеству. И – в якобы разутом, раздетом корпусе у генерала новый, с иголочки мундир – рассказ о том, каковы планы белого командования относительно Вятки и далее Москвы, он ровно столько же времени решает важный-важный вопрос: "в чем сегодня выйти - в повседневном мундире, или в парадном". Так и вспоминается гламурный «Колчак», если вообще не доклад российского гостя в Бильдербергском клубе «гламур как национальная идея».

Контрибуция, или ГенералЪ.


2) автор сценария фильма – упс, сам режиссер Сергей Снежкин. Это не говорит что так нельзя – но это говорит, что если у режиссера, одноименного со сценаристом, проблемы со сценарием… исправить их уже шансов не будет.

3) в фильме звучит музыка. И лейтмотив истории – «По долинам и по взгорьям…» - ой, простите глупого совка. Нет, режиссер у нас из шальоп – вступающие в город солдаты поют «Из тайги, тайги дремучей…» - шибко патриотическую песню, написанную в разгар Первой мировой. То ли гимн одной из сибирских дивизий, уходивших на фронт, то ли просто Шибко Патриотического подъема 1914-15 годов. Мы еще вернемся к этой песне, которую уже сколько лет изо всех сил реанимируют сибирские необелогвардейцы, как «правильный текст» широкоизвестной советской песни.

4) фильм… но главное в фильме не сибирско-уральская экзотика. И даже не то, что это попытка снять менее бабскую и более мужскую историю, чем «АдмиралЪ». А то, что действие фильма происходит при минус двадцати восьми, когда киношный попкорн действительно не отличается от снега – сухого как порох и сыпучего. С этого волшебства да с сентенции «в армии запрещено вести боевые действия при температуре ниже минус двадцати пяти» все и начинается.

5) а про что там вообще?
А вообще – для затравки то ли «Кровь и плоть», то ли Михалков про комбрига.

Утро морозного дня.

Контрибуция, или ГенералЪ.

В Перми под внезапный грохот пушек просыпается молодая пара. В роскошной двуспальной кровати, под балдахином, на ослепительно белом белье. В огромной полупустой спальне – то ли угловой, то ли с эркером, окна минимум с двух сторон. Вскакивают с постели, но тут же ложатся обратно. И не потому что за окном минус 28 – а чтобы режиссер и сценарист сунули им во рты и головы какую-то белибердень из сериала.
Контрибуция, или ГенералЪ.

«Надо бежать» - «Куда?» - «Надо полагать в Вятку, к оставшимся красным товарищам» - «но когда мы наконец остановимся где-нибудь, успокоимся, укоренимся?!» = «Никогда» - и начинается бурный секс под одеялом. Чем еще заниматься, когда за окном бьют пушки, а с потолка падает побелка и балдахин.

Контрибуция, или ГенералЪ.

ЭТО и есть тот самый следователь из аннотации. С кем-то, кого намного позже назовут его женой, хотя в таком возрасте скорее бывают любовницы. Они выходят на промороженную улицу, одетые как московские хипстеры – тоненькие пальто, голые шейки. А улица выглядит как-то странно – еще бы, в это самое утро 24 декабря 1918 года в город вошли войска Пепеляева. Очевидно, они из принципа воевали одними штыками – выстрелов НЕТ. Пушки молчат, теперь это просто очень тихое утро. Пустые улицы. И по улицам бегут люди. Куда вы, спрашивает их герой. А на вокзал, генерала встречать, говорят ему. И наш герой сразу понимает, что он уже в белом тылу. Так и хочется сравнить то ли с «Днями Турбиных», то ли еще с какой классикой где одна сторона оставляет город, другая берет. То ли с реальным взятием Перми, где красные не отдали город без выстрела.

Следователь делает сногсшибательное замечание, что они зря не уехали еще вчера. Вопрос, кто его заставлял оставаться в городе который вот-вот возьмут (о том, как на самом деле пепеляевцы захватывали Пермь, мы поговорим позже. Скажем так, с реальностью этот фильм дружит не более чем «Движение вверх»), остается открытым – на него не отвечает даже режиссерская версия фильма. Второй вопрос – а он вообще из рядовых следователей, или из начальства – тоже так и висит в воздухе. Так или иначе, он просит свою подругу спрятаться, снять комнату – а он ее потом найдет.

Тем временем, в город под уже указанную песню входят солдаты Пепеляева – с небольшим перерывом на некую «студенческую добровольческую роту из Томского университета», которая почему-то выглядит как толпа пьяных матросов – одеты в черные студенческие куртки, похожие на бушлаты - и песню орут соответствующую. После этого снова идут солдаты.

Контрибуция, или ГенералЪ.

Сам генерал в сопровождении свиты входит в какое-то красное присутственное место, которое срочно избавляют от следов пребывания красных, и готовят к превращению в штаб генерала. Мимоходом выясняется что там у красных находилась милиция.

Заходя в самую удаленную комнату второго этажа, генерал видит… ту самую мегакровать, с которой начинался фильм. Главный герой – красный – мало того что спал с бабой на работе, да еще и превратил одно из помещений в спальню в стиле персонажей Дюма-сына. Генерал, скромный-но-мужественный молодой человек, распоряжается кровать… выкинуть в окно. Кровать. Двуспальную. Деревянную – тогда не было поролоновых матрасов. Через окно. Ну, наверное, мы чего-то не знаем о той эпохе – из окна вылетает именно что большой поролоновый матрас. И в бывшей спальне генерал оборудует кабинет – сидя за столом спиной к тому эркеру.

Контрибуция, или ГенералЪ.

Обосновавшись на новом месте, главный герой (да, вы будете смеяться, но на главного героя скорее тянет генерал Пепеляев – половину фильма следователь Мурзин в кадре появляться не будет) в разговорах со свитой позволяет зрителю узнать, что он самый молодой генерал у Колчака, что он строг но справедлив (тм), что у него приказ взять Вятку любой ценой, что у его корпуса нет ничего – ни патронов, ни теплой одежды, ни фуража, ни снарядов – даже студенческую роту одеть не во что. Попутно мы выясняем, что в ходе наступления к свите генерала присоединился отправленный из Омска историограф, чья задача – написать биографию Пепеляева. Бывший присяжный поверенный получил – временно, для авторитета – чин капитана, чтобы об него не вытирали ноги военные. Весь фильм он проходит с портфелем под мышкой, в галифе заправленных в краги, и френче, перетянутом ремнем с огромной кобурой веблей-скотта, висящего по-кавалерийски – на правом боку рукоятью вперед.

Контрибуция, или ГенералЪ.

Кроме историографа, глаз цепляется разве что за другого свитского – штаб-ротмистра Плешакова, начальника контрразведки. Весьма характерная роль: в СССР подобное – «крепкий профессионал-силовик от сохи, фамильяр главного ума противника» играл Кокшенов в «В зоне особого внимания». Теперь СССРа нет, гуманизм порассеялся, и новое амплуа – крепкого профессионала без особого интеллекта, но верного и жестокого цепного пса – играл позже Дмитрий Блохин в «Адвокате Ардашеве». Там он играл Каширина, властного и завистливого помощника начальника уголовного сыска.

Контрибуция, или ГенералЪ.


Когда все участники нашлись (а следователь Мурзин попался в лапы к белым, и сидит в расстрельном подвале), экспозиция – а это всего лишь экспозиция – заканчивается, и начинается завязка. Пепеляеву нужны припасы для армии. Начальство ему их не выдало, и генерал – внезапно – решает получить их от Перми. Как сообщает лезущий во все дыры историограф, реквизиции озлобят население, а закончатся ничем, потому что население и так бедное – и надо накладывать контрибуцию на богатеев – у них средства есть.

Именно вокруг этой контрибуции и будет крутиться вся история, до самой развязки ни разу не покинув этот особняк.
Контрибуция, или ГенералЪ.

И – дальше я пересказывать не буду. В том числе, и потому, что фильм-то получился сравнительно цельный, и разносить его в стиле Бэдкомедиана, иронически пересказывая в деталях каждый кадр, издеваясь над логикой развития сюжета, смысла иметь не будет.

Это фильм не того жанра.

Это «Расемон».
Basic с Траволтой и гениальными диалогами.

Каждые несколько эпизодов все оказывается совершенно не тем что вы представляли. В генерала будет пытаться стрелять из браунинга б ы в ш а я. Столпы города будут время от времени решать еврейский вопрос. Солдаты будут разбирать рояль с помощью топора и спрашивать «а теперь что – обратно собирать?». Следователь будет глушить коньяк стаканами – он ему нужен для работы.

Контрибуция, или ГенералЪ.

История интеллектуального «сеанса одновременной игры» по выбиванию контрибуции обернется фарсом из сериалов, оттуда – в трагедию, оттуда снова в фарс,

Контрибуция, или ГенералЪ.

в «а теперь забудьте все что мы тут говорили и заново переосмысливайте все сказанное в начале», в детектив «адвокат АрдашевЪ» - и снова в бабско-адмиральские сопли с большеглазой деффочкой в осеннем пальтишке.
Контрибуция, или ГенералЪ.

Вам захочется убить этого режиссера за почти михалковские картины марширующих по городу пепеляевцев, за глубоко гражданского Максима Матвеева, который физически не понимает, что такое командирский голос и военная выправка, но играет генерала.
Контрибуция, или ГенералЪ.

Потом вы будете ржать над циничными репликами в диалогах, у вас будет сводить скулы от глубоко пошлой режиссуры – Лиза Боярская играет не просто интриганку, а прожженную блядь, экскьюз май френч; Артур Ваха изо всех сил старается не произнести натурально ни одной реплики – его приблатненная развальца голоса еще как-то смотрелась во рту у зазвездившегося летчика из «Смерть шпионам-2», но совсем не смотрится у пермского промышленника. Евгений Дятлов бесит своей холеной пластмассовостью и откровенно париковой бородой,

Контрибуция, или ГенералЪ.

а Ецков пытается играть то ли «Строговых», то ли «Угрюм-реку». Вас будет корежить от попыток тот тут то там орать в худшем стиле «Ночного дозора». Вы будете кивать, соглашаясь с показанной Снежкиным тщетностью всех усилий белого движения – ведь Пепеляев воевал за ТАКОЙ виварий из воров, прощелыг и эгоистов, которые в фильме представляли лучших людей дореволюционной Перми. Вы будете соглашаться с почти каждым словом капитана Шамардина, колчаковского историографа, наблюдательного и острого на язык как Фигаро. Мелькание масок, чехарда смыслов, сравнительно честное описание исторического бардака.

Но и оно не то, чем кажется.

Потому что, когда вы окончательно расслабитесь над безнадежностью белого дела и комедией нравов – во второй половине фильма окажется, что все это время он был НЕ О ТОМ.

И только тогда в кадре снова появится следователь Мурзин – то ли красный следователь, то ли бывший однокашник генерала Пепеляева и муж его сбежавшей невесты. С – «Санта-Барбара».

А когда вы переварите и это – фильм снова в лучших традициях фильма Basic скажет вам, что все ОПЯТЬ не то, чем кажется, и наконец наступит развязка.

Контрибуция, или ГенералЪ.

А потом генерал отпустит следователя и его подругу, то есть жену, которая не выглядит женой никак и никогда – и они уедут в его машине на вокзал, чтобы уехать в Харбин (кстати, зачем красному ехать в Харбин, да еще из Перми??????). А Пепеляев останется брать Вятку.

И пойдет сплошная шальопа на замыкающих титрахЪ.

«На музыку «Марша сибирского полка» в советское время были написаны новые слова, и песня эта до сих пор жива под названием…. «По долинам и по взгорьям»»

«Марш сибирского полка» эта обтекаемо-патриотическая песня никогда не называлась. Она называлась «Марш сибирских стрелков», текст написал Гиляровский – «дядя Гиляй», и вот совершенно не факт, что ее так уж широко пели у Колчака. Но по стране еще до окончания гражданской войны гуляли ее перетекстовки - как в белом (марш дроздовского полка), так и в условно красном (махновский марш) лагере. То, что потом пели в СССР - третий вариант, написанный явно после знакомства с дроздовским вариантом, не позднее 1920 года, дальневосточным партизаном Петром Парфеновым. Что же такое для школоты из съемочной группы «советское время», и когда оно, по ее мнению, настало?

И вторые титры.
«Судьба следователя Мурзина и Верочки Казанковой неизвестна»
У вас есть еще сомнения, что это фильм про блаародного женераля Пепеляефф, а не про двух персонажей, пробежавших краем сюжета и канувших в никуда?

А вам останется только проникновенная речь местного купца первой гильдии за девять минут до конца фильма – «[а мы все виноваты в том что произошло с Россией - она болела,] а никто из нас не позвал врача, чтобы поставил диагноз, пусть самый страшный, и попытаться вылечить эту хворобу? Нет, нет, нет - вместо хирурга пришел живодер, и вспорол гнойник мясницким ножом. Корчится родина, вытекает скверна, но я верю, верю - вместе с гноем вытечет и сукровица прошлого, и русский народ очистится и возродится. Я, во всяком случае, буду этого ждать. Двадцать лет, пятьдесят – но дождусь…».

Контрибуция, или ГенералЪ.

Вот ради этих слов фильм и снимался. Нас поимели в очередную шальопу – непонятно зачем воевали красные и белые, в фильме об этом ни слова, как почему пришли под Москву казахи – в «28 панфиловцах». Но война это плохо, и самые здоровые слои общества – СЛАВА БОГУ – смогли дождаться возвращения страны из этого горячечного бреда.


И кому интересно, что повесть Юзефовича «Контрибуция», написанная в 1987 году, не имеет к этому фильму никакого отношения, кроме фамилий Мурзин и Пепеляев, да и Пермь белые взяли не потому что какая-то шальопа старательно обошла этот скользкий вопрос – а потому что в оборонявшей этот участок фронта 3-й армии часть военспецов в штабе армии работала на белых, и изменил один из полков. Вот как это описывает, гораздо ближе к исторической правде, повесть Юзефовича: «Выехав на опушку, генерал Пепеляев направил коня к орудиям, затемно выкаченным на гребень холма и наведенным на вокзал Горнозаводской ветки. Еще вчера эти пушки глядели на восток, а теперь — на запад, без единого выстрела сдал их накануне красный комбриг Валюженич: двадцать девять орудий и именной маузер, с рукояти которого Пепеляев приказал сколоть латунную пластину с надписью и вернул маузер подполковнику Валюженичу.» Но предательство Снежкину было показывать не с руки, как Шальопе – красные флаги. Как и то, что в Перми благодаря предательству Пепеляев взял огромные трофеи, и ничего, кроме теплых вещей, ему в общем-то не требовалось. Но как проникновенно в фильме льют крокодиловы слезы про «не хватает винтовок, пулеметов, почти не осталось артиллерийских снарядов». Лишь бы убедить зрителя в том, что благородные люди в погонах не победили только потому, что красные имели всего больше чем белые.




Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Чисто там, где не сорят. Известная фраза наполнилась новым содержанием после того, как в нее ткнул носом чиновников сам Президент. Кокшетауский городской акимат взял под козырек и организовал рейды благоустройства. В них принимали участие сами ...
Самой давно хотелось написать статью о том, как приучить малыша к слингу, но попалась на глаза очень хорошая статья с дельными советами, что же делать маме, если малыш капризничает или не сидит в слинге. Источник О пользе и удобстве слинга знают почти все мамы. Но некоторые ...
Очень часто бывают такие моменты, когда хочется сказать что-то важное, главное.... Мы молчим, не говорим, все ждем более подходящего момента и случая..... Время проходит... И уже приходит осознание того, что уже, пожалуй, ничего говорить и не стоит.... Для каждого времени и для каждого ...
   Я видел 100%-ного советского человека. Без шуток. Это было также невероятно, как и увидеть динозавра. Но факт!    Рисую картинку. Москва, 1992 или 1993г. Остановка трамвая между ст. м.Сокол и Войковская, практически посередине, перед ...
1. Chanel Cleansing Oil Face and lipsМое мнение: Всю жизнь использую для снятия макияжа жидкости, ...