Конструктивизм района Сокол
dmitry_sasin — 08.03.2023 Развитие северо-западного направления Москвы во многом связано с развитием авиации в стране. Здесь был аэродром на Ходынском поле, авиационные заводы. Начало бурного роста авиапромышленности СССР пришлось на первую половину 1930-х годов, когда конструктивизм был ещё в силе. Жилых зданий было построено мало, в основном это были учебные заведения, и не только авиационного профиля.Ул. Песчаная, дом 7. Бывший педагогический техникум им. Тимирязева, построенный в 1934 г., архитекторы И.А. Иванов-Шиц, И.В. Гофман-Пылаев (мастерская К.С. Мельникова).
2. С 1937 г. — поликлиника «Аэрофлота», сейчас медицинский центр ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».
3. На консоли-постаменте, нависающей над окном центральной лестницы, была установлена скульптурная группа пионеров-авиамоделистов.
4. Сверху здание выглядело как парящая птица, но на месте южного крыла построили пятиэтажное здание.
5. Типичные для конструктивизма сплошные бетонные ограждения лестниц с деревянными перилами.
Объект культурного наследия регионального значения.
6. Ленинградский проспект, 71а. Здание Октябрьского пожарного депо построили в 1927-1928 годах по типовому проекту А.В. Куровского.
Действующая пожарная часть № 19 Управления государственной противопожарной службы в САО Москвы. В 2004-м хотели депо перенести, а на его месте построить торговый центр. Спасло то, что здание находится в охранной зоне объекта культурного наследия (церкви Всех Святых в селе Всехсвятском).
7. По этому же проекту было построено депо на шоссе Энтузиастов, но только то сейчас серого цвета.
8. Противопожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу избыточной. Это одна из последних.
9. Два дома на Волоколамском шоссе. Дом 7 - пятиэтажный пятиподъездный шлакоблочный жилой дом, построенный в 1934-м году.
10.
11.
12. Дом 7а, четырёхподъездный.
13. Ул. Панфилова, д. 20, стр. 1. В комплекс входило общежитие и учебные помещения.
Первоначально здание, построенное в 1930 году (архитектор Н.Я. Колли, гражданский инженер И. И. Кондаков), предназначалось для Института Советской Кооперативной торговли при Центросоюзе.
14. В композиции фасада использованы архитектурные детали и приемы, типичные для начала 1930х годов.
15. Вертикальное ленточное остекление лестниц.
16. Корпуса этого комплекса представляют собой уникальную планировочную композицию, состоящую из полукруглого корпуса и отходящих от него «лучей».
17. Здание среди своих имеет прозвище "Малая земля". Видимо Большая - та, которая между Ленинградским и Волоколамским шоссе.
Позднее, в 1933 (или в 1952?) году здание на ул. Панфилова было передано под общежитие студентов МАИ. Это старейшее общежитие главного авиационного ВУЗа столицы. Кроме жилых корпусов здесь с 1953 по 2011 год размещался 4-й факультет МАИ (Радиоэлектроника летательных аппаратов) и военная кафедра. Во дворе стоял самолёт.
18. Сейчас заканчивается реконструкция существующих корпусов.
19. К строительству двух новых, обозначенных на плане пока не приступили, всё на стадии котлована.
Есть несколько конструктивистских корпусов и на главной территории МАИ. Институт отпочковался от Бауманки в 1930-м году, тогда он назывался ВАМУ (Высшее аэромеханическое училище. Первые капитальные здания строились в стиле конструктивизм. Постороннему человеку на территорию не пробраться, она окружена зданиями более поздней постройки и высоким забором, поэтому своих фотографий самый минимум, в основном то, что удалось найти в сети.
20.
21. Корпус № 2 , факультет "Авиационные двигатели" или авиамоторное отделение.
22. В 2008-м году корпус выглядел так.
23. Специализацию зданий выдают выхлопные шахты испытательного стенда.
24. Не так давно стены обшили плиткой, которая кардинально измениля внешний вид корпуса.
25. В 1933-м году был построен корпус №3, Стояли памятники слева Ленину, справа - Сталину.
26. Сейчас вместо Сталина - Орджоникидзе, имя которого носит институт.
Путеводитель по конструктивизму в моём журнале
|
</> |