Константиново – Есенинский Шираз. Рыбное
pamsik — 03.06.2011Из
рассказа
«Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и
Старая). Пощупово и Солотча.
Константиново»
…Отец с матерью Есенина землю пахали. Такая
крестьянская судьба предполагалась по логике и детям. А нет.
Мальчику там наверху душу выбрали тонкую. Задумчивую и
нежную. Родители – крестьяне из земли и навоза, а он видит
как «выткался на озере алый цвет зари» и «сиреневая погода сиренью
обрызгала тишь».
…Музей-заповедник С.Есенина – «ценнейший памятник
истории и культуры» - нас поразил. Неприятно.
Пожалуй, это первое из подобных мемориальных мест, которые мы
посещали, упустившее душевную составляющую. Куда её дели –
непонятно.
…Мы послушали немного заученной донельзя речи молодой
экскурсоводши. Отсутствующий взор и механическое изложение
выученного текста, повторяющего слово в слово брошюрку, только что
купленную мною за 10р. Прямо пластинка с
глазами.
Родина Сергея Есенина – село Константиново -
находится ~ в 20км от Рязани. С основной трассы
пропустить поворот налево вам не даст огромный плакат с
изображением поэта. Дорога проходит через город Рыбное, в котором
все очень хвалят Музей
Пчеловодства от единственного (!) у нас в стране НИИ,
изучающего мёд и пчёл (ул. Почтовая,22, 10-16, кроме сб. и вскр.).
Там вы надышитесь медовыми ароматами, вам покажут
улей-церковь (который сделал пчеловод из Вятки),
улей-колокольню, медовые колоды «Царь», «Царица» и
«Царевна», там же, кстати, можете и записаться на курсы
пчеловодства :) или закупить «коллекцию семян нектароносных
растений»:). А ещё можно примерить одежду пчеловодов и
покрутить медогонки, увидеть улей из Африки. Здание
солнечно-желтого цвета с рисунком сот на стене. Экскурсии
проводит хранитель музея Горин Алексей Дмитриевич. Редкий человек,
увлечённый мёдом и пчёлами.
В само Константиново въехали наощупь. На развилке
за Рыбным мелькнул ещё один есенинский портрет-плакат, указывающий
направление, и на этом лимит ориентиров
закончился.
Поэтому пояснения - у деревни нужно повернуть налево, в самой
деревне – снова налево. Огромная парковка, заставленная автобусами
и легковыми автомобилями, слева деревянный дом –
Касса-Сувениры.
Выяснилось, что нужно покупать разные билеты, по
желанию на посещение – Литературного музея (1), Дома
Кашиной (2), Дома семьи Есенина (3), Земской школы (4).
Тут надо сказать, что приехали мы в Константиново в непередаваемо
жаркий июньский день. Выйдя из прохладного салона, мы тут же попали
в раскаленную духовку. Рюкзаки мгновенно прилипли к спине, а на
оставленную машину было жалко смотреть – она практически дымилась
под напором солнечной лавы. Поэтому вопрос с посещением решился
быстро – кашинский и родной дома, школу, большего нам не выдержать.
Забегая вперед, для всестороннего знакомства с этим знаковым
местом, скажу, что лучше, конечно, брать билеты во все
экспозиции. Ориентироваться на местности нам помогла карта
на заборе, да тут в принципе и не заблудишься.
Но.
Музей-заповедник С.Есенина – «ценнейший памятник истории и
культуры» - нас поразил. Неприятно. Пожалуй, это первое из
подобных мемориальных мест, которые мы посещали, упустившее
душевную составляющую. Куда её дели – непонятно.
Только мы зашли на территорию, как над нашими головами густо и
ржаво закаркали вороны. Их тут куча. И это сразу оставляет
неприятное и неуютное ощущение. Почему бы их не разогнать? Ведь это
же не свалка (с которой прямая ассоциация), а – музей Есенина!
Впереди по ходу Литературный
музей, в котором хранятся совместные вещи и предметы
обстановки Есенина и Дункан из их особняка на Пречистенке. Рядом –
бревенчатый ресторан. За музеем – Смотровая
площадка (о ней расскажу ниже).
Дом семьи
поэта – деревянная изба, очень
симпатичная, но это восстановленный макет, потому
что настоящий дом сгорел ещё в 1922.
Перед плетнем – бойкая продажа сувениров (из
которых я бы оставила одни картины, а остальных подельщиков
отодвинула бы подальше), за плетнем – столпотворение
народа.
Почему-то у самого дома (причем на фоне деревьев с
вороньими гнёздами) стоит гигантская железная
фигура Есенина, причем никаким образом на него непохожая.
И диссонанс с природой ужасный. Автор замысла – скульптор Бичуков
установили это произведение в 2007. Сразу возникает вопрос - Почему
именно в этом месте? У памятника стоит очередь на
фотографирование себя «на фоне». Причем ещё каждый
кидается подержаться за отполированный мизинец. Типа что-то
загаданное сбудется. Нет комментариев к сей картине. Причем не
думаю, что Есенин обидится на меня за эти слова.
В дверях крошечной избушки людская пробка. Еле пробились внутрь.
Да, она чистенькая, приятная, крестьянская – но – ни одной
поясняющей надписи на стене! Чья комната, чья одежда и
т.д. – пояснения отсутствуют напрочь.
При этом жара, духота, народу битком. Нельзя отрегулировать поток?
Вывалившись из домика, пошли осматривать ригу с крышей из
соломы, около которой тоже толпится народ, И опять думаешь
– что здесь было?
Единственное, запомнился и понравился огромный тополь у
входа-калитки – считается, что его посадил сам Сергей
Александрович.
А рядом на скамейке один молодой мужчина с гитарой в руках продавал
cd-диски с исполнением песен, в т.ч. и собственных, на есенинские
стихи. На купленном нами экземпляре он трепетно и с гордостью
расписался – Алексей
Верный.
В Школе
рядом (тоже воссозданное здание) та же
история.
Дом
Кашиной (наконец-то оригинал!), в прямом смысле
проходной. Потому что опять нигде, даже у
фотографий на стене!, нет поясняющих подписей. Опять
создают комплекс неполноценности у одиночных туристов. Либо гадайте
ху из ху, либо берите экскурсию. Поэтому, скользя глазами по
стульям и мебели, вы быстро проходите всё небольшое количество
маленьких комнат (второй этаж закрыт). Кстати, мы послушали немного
заученной донельзя речи молодой экскурсоводши. Отсутствующий взор и
механическое изложение выученного текста, повторяющего слово в
слово брошюрку, только что купленную мною за 10р.. Прямо пластинка
с глазами.
Ради чего стоит всё-таки приехать к Есенину, это вид на
«рязанские раздолья», которые затмили когда-то персидский
Шираз (http://www.museum-esenin.ru/web.gallery/,
см. "Пейзажи села Константиново"). Смотровая площадка
находится сразу за Литературным музеем. Глазам открывается
великое просто по красоте место. Крутояр, Ока, небо, даль. Лунный
пейзаж какой-то. Никогда не видела, чтобы так
причудливо лежали холмы на земле – буквально застывшие волны.
Зеленые. Где-то совсем вдалеке-вдалеке живописно пестрело
огромное стадо коров на далёком-далеком лугу. Вот здесь
точно тебя охватывает ощущение сопричастности с Есенинскими
мыслями. Под этим небом он стоял, в эту раздольную даль глядел, по
этим бархатным буграм ходил.
Подумать только.
Отец – Александр Есенин, мать
Татьяна. Их брак был заключен не по
любви. Она родит 14 детей, четверо из которых выживут.
Сергуша, второй её ребенок (1895) от этого второго
брака. Катя и Шурочка родятся через 10 и 16 лет. Крестьяне. Землю
пахали. Такая крестьянская судьба предполагалась по логике и детям.
А нет. Мальчику там наверху душу выбрали тонкую. Задумчивую и
нежную. Родители – крестьяне из земли и навоза, а он видит как
«выткался на озере алый цвет зари» и «сиреневая погода сиренью
обрызгала тишь». Есенин жил жадно и цветисто. Золотая
голова. Волосы – «взял у ржи» - темно белокурые с ярким золотым
отливом. Глаза – как незабудки, голубая бирюза. Любил
многих женщин, но всех любил только - «кстати, заодно с другими на
земле». А по-настоящему только одну – Русь, Рязань – свою родную
землю.
Между помещицей-соседкой Лидией Кашиной (ей
30) и Есениным (ему 21) было
романтическое чувство. Стихотворение «Зелёная
прическа – девическая грудь» посвящено среди ещё
нескольких ей.
У Лидии Ивановны Кашиной странный путь в
жизни.
Родилась в 1886. Дочь миллионера Ивана Кулакова,
сколотившего капитал на доходных домах в Москве. В 1904 (18
лет) – закончила Александровский институт благородных
девиц с отличием. В 1905 (19 лет) вышла замуж за
учителя Николая Кашина. У них двое детей – Юра и Нина. В 1911
(25 лет) получает от отца огромное наследство.
Теперь она не просто барыня, а – миллионерша. Роман с Есениным
случается в 1916 (30 лет) – «Не жду, не молю,
не кляну я и бедному сердцу не лгу. Но сладость её поцелуя забыть
не могу, не могу»…. В 1917 – Революция отбирает у неё усадьбу.
1919 – она уже работает как «секретарь-письмоводитель» в Управлении
связи Красной Армии. В 1920 – машинистка в издательстве газеты
«Труд». В 1923 (37 лет) – встречается с Есениным в Москве. Вот её
описывает Надежда Вольпин: «Несомненно, провинциалка. По общему
облику – сельская учительница. Тускло-русые волосы приспущены на
лоб и уши. Лицо чуть скуластое, волевое. Нос с горбинкой, но чисто
славянский». В 1937 (51 год) хотела поехать
подлечить здоровье на Кавказ на «впервые заработанные своими руками
деньги», но… её путь на земле прекращается.
Частичку своей женственности и судьбы она подарила героине
поэмы «Анна Снегина». И хотя образ главной героини в ней
собирательный, её дом сейчас называется «Музей поэмы «Анна
Снегина».
Литературы о Есенине очень много. Мне понравились
воспоминания Надежды Вольпин «Свидание с другом».
Один из лучших сайтов о поэте: esenin.niv.ru – здесь очень
много информации. В числе прочих вот любопытный автор и его мысли -
В.Сорокин, «Прощание
с мифами». Вот официальный сайт музея в Константиново -
museum-esenin.ru.
Материалы в разделе «Экспозиция» хорошо бы распечатать,
если соберётесь сюда. Тогда не повторите наш
дефицитно-информационный опыт. Немного книг я купила в магазине,
где находятся музейные кассы.
Есенин – это вселенная. Читайте, читайте и
перечитывайте.
Рассказ
«Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и
Старая). Пощупово и Солотча.
Константиново»
Серия постов о Рязани:
Солотча.
Солотчинский монастырь. Про сосновый бор, ландышевые и земляничные
поляны, про сосновые шишки и кафе «Лесная
сказка»
Рязань.
Памятник Есенину и кафе «Стойло
Пегаса»
Портрет
баронессы фон Диргардт
|
</> |