Москва. Кусково осенью. Часть II
mycruises — 19.01.2025Итак, сову с первого раза мы не нашли, но это нас только подстегнуло внимательнее присматриваться к другим скульптурам, благо, их в парке столько, что и не сосчитаешь. Одна неприятность, как я уже сказала, многие скульптуры поторопились упрятать на зимовку под колпаки. Но нам для тщательного осмотра пока хватает того, что есть, тем более скульптурой также украшены некоторые павильоны.
Один из них - павильон Эрмитаж (от французского ermitage – «хижина отшельника»)
Уникальный павильон XVIII века, сочетающий классицистические и барочные черты, созданный для увеселений в кругу избранного общества. Построен в 1765–1767 годах по проекту Карла Ивановича Бланка. Необычное устройство эрмитажа позволяло гостям уединяться на втором этаже без прислуги.
Зелёный купол павильона украшает скульптура - богиня Флора.
Плавные, округлые формы фасадов гармонично соседствуют со строгими пилястрами коринфского ордера. В специальных нишах под карнизом были установлены алебастровые бюсты римских цезарей, что добавляло постройке величественности и декоративности.
Скульптура «Вулкан», бог огня и кузнечного ремесла.
Скульптура «Река Кусковка»
В другом варианте написания «Река Кускова» (в этом варианте ударение на окончание). Аллегория представлена в виде старца с сосудом, из которого «льется» вода. Символизирует местную реку Кускову, которая когда-то протекала неподалеку. Она, вероятно, дала название усадьбе.
Голландский домик
Павильон из красного кирпича со ступенчатым фронтоном. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Павильон полностью сохранил планировку XVIII в. Его уникальность в том, что его помещения от потолка до пола выложены делфтскими фаянсовыми плитками ручной росписи чтобы поражать и изумлять гостей.
Скульптура «Фетида» - самая красивая из морских богинь.
Скульптура «Claudius». Римский император, военный, политик Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг. н.э.)
изображен в виде мужчины в воинской одежде и в лавровом венке на голове. Веспасиан был первым императором, не принадлежавшим к аристократии. В середине XVIII в. бюст располагался саду Фонтанного дома графов Шереметевых в Санкт-Петербурге, с 1774 г. – в регулярном парке усадьбы Кусково.
По другую сторону от партера, на поперечной аллее можно увидеть Итальянский домик
Итальянский домик построен в 1754–1755 годах под руководством Юрия Ивановича Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. автор проекта искал вдохновения в архитектуре итальянских вилл эпохи Ренессанса. Фасады здания расчленены двумя рядами пилястр, разделенных междуэтажным карнизом. Оконные проемы декорированы широкими наличниками и лепным декором: профильными изображениями голов над нижними окнами и головами анфас над верхними. Приземистый, с небольшими оконными проемами, первый этаж и вытянутый по вертикали второй, обусловлены назначением павильона. Он играл роль дворца для «малых приемов», которые проводились на более торжественно оформленном втором этаже. Первый этаж предназначался для коллекции раритетов: разнообразных диковинных произведений искусства.
Скульптура «Наяда». На втором плане павильон Грот
Павильон был построен в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых – Ф.С. Аргунова. Уникальное, сохранившееся до наших дней ракушечное убранство интерьеров выполнил «гротических дел мастер» Иоганн (Иван Иванович) Фохт в 1761–1775 годах.
Но сегодня мы не будем заглядывать в интерьеры. Осмотрим павильон снаружи по периметру.
Несколько общих слов о подобных сооружениях. Как тип садово-парковой постройки грот (от итальянского grotta – «пещера») появился еще в эпоху Ренессанса. Часто этот архитектурный каприз, придуманный в Италии, располагали рядом с водоемом, иногда даже частично в воде, стилизовали под естественную пещеру и использовали в качестве купальни. В Россию моду на гроты, как и многие европейские веяния, перенес Петр I.
Экстерьер грота по задумке архитектора олицетворял соединение стихий камня и воды.
Его купол увенчан скульптурным фонтаном, каменные струи которого, стекая по крыше и стенам, расходятся по земле скругленными фигурными ступенями стилобата. Поддерживают тему воды и ажурные решетки на окнах и дверях, напоминающие причудливые водоросли. А парные муфтированные (с поперечными выступами) колонны, раскрепованные (с выступающими вперед частями) фронтоны и дробящая фасад рустовка (облицовка четырехугольными камнями) создают эффект переклички с размытым отражением грота на зыбкой поверхности воды. Причудливо изогнутые линии ступеней изображают растекающуюся перед гротом воду.
Также павильон щедро украшен скульптурой. Сегодня скульптуру можно увидеть в треугольных боковых фронтонах, над окнами расположены маскароны в виде львиных морд. В восьми нишах установлены статуи. Но, если мы посмотрим холст Г.Молчанова 1770-ых гг., то увидим, что грот имел ещё более богатое убранство.
По верху павильон был обведён парапетом с балясинами, на котором размещалась скульптура. В середине семидесятых годов прошлого века статуи на парапете сменили вазоны. В центре, над лучковым фронтоном также размещалась скульптура, которая позднее исчезла.
Подойдём ближе и рассмотрим скульптуры богов, установленные в нишах-экседрах фасадов.
Скульптура не имеет подписей, так что угадывать будем по виду и атрибутам: «Венера»?, «Флора», «Диана».
В некоторых отзывах, оставленных посетителями, я читала, что якобы скульптуры в нишах после реставрации имеют ужасающий вид. Специально выставляю несколько фотографий «до и после» для сравнения, чтобы вы могли убедиться, что реставраторы обошлись со статуями очень деликатно.
Черно-белая фотография 1982 года, автор И.Нагайцев. Скульптура «Церера» (колосья злаков в руке)
Обходим павильон вокруг, и следующая ниша преподносит нам сюрприз. Скульптура «Афина»
Возле ног богини сова. Да, с изъянами, со сколами; но лапки, перья, крылья - на месте. Я же говорила: «Кто ищет, находит (Qui quaerit, reperit)». Вот так удача! А мы продолжаем разгадывать образы.
Скульптура «Меркурий». Узнала по денежному мешочку в руке, на голове подобие крылышек угадывается
Черно-белая фотография 1930-ые годы
Скульптуры «Юнона»?, «Юпитер»
И да, мне тоже показалось, что скульптуры ваяли не совсем со здоровых людей. Нарушены пропорции тела, одутловатые лица, «пучеглазие», деформация стопы... Меня это натолкнуло на мысль, что прообразами послужили простолюдины, возможно, актёры из труппы Шереметева.
Позднее прочитала такую информацию: «... в парке 55 скульптур. Принято считать, что скульптура усадьбы, за исключением трех работ, создана итальянскими мастерами в середине-второй половине XVIII века. Есть предположение, что они выполнены иностранными скульпторами в мастерских Санкт-Петербурга, хотя во 2-ой половине XVIII века в Москве также были подобные мастерские. В собрании парковой скульптуры выделяется около десяти работ, имеющих детальную пластичную моделировку. Среди них - наиболее качественно выполнены две работы с выбитыми монограммами, возможно, авторскими – «BS». Чуть более половины коллекции круглой пластики создано мраморщиками «средней руки» или мастерами так называемого «второго круга», что подтверждает средний уровень исполнения большинства работ. Можно наблюдать типовой, иногда «шаблонный» характер пластических композиций (однотипное положение фигур, рук, ног), недостаточно проработанный характер пластической моделировки».
Возможно, всё дело в мастерстве скульптора, но мне моя версия с простолюдинами нравится больше.
Вместе с павильоном Грот и Итальянским домиком общую композицию на территории Итальянского пруда составляют Менажереи. Эти пять каменных домиков предназначались для содержания редких видов водоплавающих птиц.
Пять небольших отапливаемых домиков, расположенных напротив Грота, построены по проекту крепостного архитектора Шереметевых Федора Аргунова. Воссозданы в 1980-х годах. Друг от друга Менажереи отделяют ажурные решетки, переходящие в общее ограждение. К каждому домику ведут свои ворота и узкая дорожка для персонала, присматривающего за птицами. Служители отапливали домики, кормили пернатых и убирали отходы их жизнедеятельности.
Все Менажереи небольших размеров и построены в стиле раннего классицизма. Птичьи домики украшают выступающие пилястры с капителями, декоративные наличники на застекленных окнах и арки над застекленными дверями. Фасады нежно-розового цвета с белоснежной отделкой перекликаются с оформлением Дворца в усадьбе.
На этом всё. Прощальный взгляд на Грот, Итальянский домик от Большого Дворцового пруда
|
</> |