Константинопольский томос греческого рассеянья

топ 100 блогов yurasumy31.01.2021 Константинопольский томос греческого рассеянья

От автора блога. Процессы, которые сегодня рвут Православие на части, начались много десятилетий назад. И его противники уже давно сделали ставку на Константинополь. а сегодня они эту ставку просто пытаются разыграть.

Сегодняшние претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право окормления православной диаспоры в неправославных странах («варварских землях») были впервые заявлены Константинопольским Патриархом Мелетием в 1922-23 годах. До этого православный мир не знал таких якобы «древних» претензий. Предпосылки к их возникновению складывались вовсе не веками, а возникли за 15 лет до того и были связаны с внушительным ростом эмигрантов из Греции в США к 1908 г.

Под влиянием этого фактора в Афинах и Константинополе возник вопрос об окормлении выехавших за океан соотечественников. На то время уже свыше ста лет в Америке действовала Русская Православная Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.

В ее составе были десятки тысяч прихожан, приходы на территории всей страны, объединяющие православных русских, украинцев, индейцев, алеутов, греков, арабов, сербов, болгар, албанцев и т.д.  В ней действовали свои образовательные учреждения, монастырь, были свои миссионерские издания.

Вопрос окормления православных греков в Америке мог быть легко решен путем переговоров представителей Церквей и создания особого греческого викариата или иного подразделения в составе Церкви в Америке (такая практика уже существовала). Но нет, вместо этого Константинополь предпочитает просто не замечать существования в США Русской Церкви. И этим грубо попирает многочисленные церковные каноны, запрещающие деятельность одних Поместных Церквей на территории других, а также «смешение Церквей».

8 марта 1908 года Константинопольский Патриарх Иоаким III издал Томос о греческом рассеянии, которым поручает окормление греческих эмигрантов Элладской Церкви:

«Ибо очевидно, что ни Святая Церковь Эллады, будучи одарена нашим Патриархатом статусом автокефалии в строго определенных пределах юрисдикции, ни какая-либо иная Церковь или Патриархат, не может канонически распространять свой авторитет за пределы своей определенной юрисдикции, за исключением нашего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола; и сие по причине данной ему привилегии посвящать епископов в варварских землях иже суть за определенными рубежами церковных юрисдикций, и по причине его старшинства в распространении своего высшего попечения упомянутым Церквам в чужих землях».

Так впервые применительно к Америке возникает апелляция к «праву посвящать епископов в варварских землях». На каком основании возникают такие претензии Константинополя, не ясно, как и не ясно, почему территория США, на которой на тот момент более ста лет действует Русская Церковь, сочтена территорией «за пределами церковных юрисдикций».

Но в любом случае, заявленные претензии явно отличаются и от тех, что возникли позднее в 1922 году, и от тех, что существуют сейчас. В 1908 году Константинополь не претендует ни на право пересматривать сложившиеся границы Церквей, ни на монополию на окормление православной диаспоры всех народов. Он претендует лишь на решение вопроса своих греческих соплеменников в диаспоре.

Дерзнем предположить, что Патриарх Иоаким просто не знал, что можно поступать так, как позднее поступили его преемники Мелетий и Варфоломей…

Впрочем, уже факт «делегирования» попечения над греческой диаспорой Элладской Церкви говорит о том, что в 1908 году на Фанаре хватало других дел и забот: Константинопольский Патриарх еще был этнархом в Османской империи, которому было политически подчинено все ее православное население, в его собственной церковной юрисдикции еще было множество собственных прихожан и храмов, ничто еще не предвещало сжимание Патриархата, гордо самоназванного Вселенским, до размеров небольшого благочиния…

Да и Элладской Церкви, получившей новые полномочия, особо не было дела до вверенных ей теперь американских приходов еще десять лет, до 1918 года, и может быть, не было бы и дальше, если бы не причудливый ход исторических событий.

http://pravoslavye.com.ua/ru/khristianskaya-istoriya-i-kultura/konstantinopolskiy-tomos-grecheskogo-rasseyanya

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Суэцкий канал пока так и не удается разблокировать. Происходящее ставит вопрос уже не только о дееспособности администрации канала - при том развале транспортной отрасли, которая наблюдается в Египте (собственно, там вообще вся экономика держится в основном на чуде), теперь возникает ...
...
По многочисленным запросам публики продолжаю тему начала отношений, на этот раз со стороны парней. Разберем стратегические ошибки, которые медленно, но верно дают свой разрушительный эффект, как у лягушки в супе. Все слышали о ней? Это та самая, которая выпрыгивает из кипятка, но может ...
« Позор Украине! » Добавлю: по условиям (к счастью, пока не подписанного) соглашения об ассоциации Украина обязана подчиняться любым требованиям Европейского Союза и лишается всякой возможности как-то повлиять на эти требования, то есть митинганы на киевской площади Независимости ...
Указать людей на фото ...