Конец проекта АНТ-20, катастрофа у Ташкента

топ 100 блогов diana_mihailova14.12.2019 Конец проекта АНТ-20, катастрофа у Ташкента

14 декабря 1942 года в окрестностях Ташкента (Узбекская ССР) потерпел катастрофу пассажирский самолет АНТ-20-бис. Воздушное судно рухнуло на землю и полностью разрушилось. Погибли 36 человек — все пассажиры и члены экипажа.

АНТ-20-бис был построен в 1938 году как серийная версия самолёта АНТ-20 («Максим Горький»). Для своего времени эта машина являлась самым передовым и самым большим пассажирским самолетом. Однако весь этот проект сразу же начал преследовать какой-то злой рок.

«Максим Горький» совершил свой первый полет в июне 1934 года, но просуществовать ему было суждено недолго. Уже 18 мая 1935 года он потерпел катастрофу во время демонстрационного полета на центральном аэродроме Москвы.

При этом вины экипажа АНТ-20 в этом не было — в их самолет врезался истребитель И-5, который для зрелищности всего действа выполнял в непосредственной близости от пассажирского самолета фигуры высшего пилотажа.

В результате столкновения АНТ-20 перевернулся и начал разваливаться прямо в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и обломки самолёта рухнули на дачный посёлок Сокол. Погибли 49 человек, в том числе пилот И-5, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров.

Большое количество жертв объясняется тем, что на борту находились сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. В ходе полета велась киносъёмка, которая запечатлела катастрофу, однако она исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

Несмотря на такое ужасное начало, было принято решение все же не отказываться от использования этого, несомненно очень перспективного, самолета. В результате в 1938 году на свет появился АНТ-20-бис как серийная версия самолёта АНТ-20.

В отличие от АНТ-20, на новой модификации были установлены более мощные двигатели М-34ФРНВ, что позволило поставить шесть двигателей вместо восьми, при этом отказавшись от установки двигателей в верхней части фюзеляжа. Это, в свою очередь, позволило увеличить пассажировместимость салона до 64 мест, что делало АНТ-20-бис абсолютным мировым лидером по этому показателю.

Лайнер получил обозначение типа ПС-124 и 15 мая 1939 года совершил свой первый полёт. Далее его перегнали в Москву, где после успешного прохождения испытаний ему присвоили бортовой номер СССР-Л760 и передали «Аэрофлоту». Планировалось построить целую серию подобных самолётов.

АНТ-20-бис поначалу совершал пассажирские рейсы по маршруту Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды, пока в декабре 1940 года не был передан эскадрилье особого назначения московского аэропорта. В ноябре 1941 года, в связи с военными событиями, лайнер перевели в Узбекское управление гражданского воздушного флота, где он начал обслуживать среднеазиатские маршруты.

14 декабря 1942 года самолёт выполнял рейс из Чарджоу (Туркменская ССР) в Ташкент (Узбекская ССР). На его борту находились 10 членов экипажа и 26 пассажиров. Полёт проходил на высоте 500 метров. С момента вылета прошло 2 часа 10 минут, и до Ташкента оставалось примерно 90 километров, когда авиалайнер вдруг опустил нос и помчался вниз, а затем под крутым углом (около 80°) врезался в землю и полностью разрушился. Все 36 человек на борту погибли.

В ходе расследования было установлено, что командир экипажа Иван Говяз разрешил поуправлять авиалайнером летевшему пассажиру — пилоту Козлову. Присматривать за Козловым должен был второй пилот Тропиков, сам же Говяз из кабины вышел.

Роковую роль в трагедии сыграл выключатель электрического механизма управления углом установки стабилизатора, который был установлен на подлокотнике кресла пилота. По какой-то причине (скорее всего, случайно) Козлов включил этот механизм, в результате чего верхняя кромка стабилизатора начала подниматься, тем самым переводя самолёт на пикирование.

Из-за растерянности и небольшой высоты полёта Козлов не успел исправить развитие ситуации. Второй пилот Тропиков, в свою очередь, либо своевременно не заметил этого, либо не успел активно вмешаться, чтобы избежать сваливания авиалайнера.

Хотя летные качества и другие характеристики самолетов АНТ-20 и АНТ-20-бис никак не способствовали их уничтожению в катастрофах, после трагедии под Ташкентом весь проект было решено свернуть. Тем более что на тот момент советской авиапромышленности приходилось решать прежде всего военные задачи.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
2 часа назад к нам в квартиру приходили члены участковой избирательной комиссии — призывали принять участие в "выборах Путина" и проголосовать (для экономии времени) через интернет (чрез сайт "Госуслуги")... По-моему, для экономии времени логичнее вообще не принимать участия в "выборах ...
Новый коронавирус SARS-CoV-2 войдет в число сезонных респираторных заболеваний, уверен главный внештатный эпидемиолог Минздрава РФ, академик РАН Николай Брико. По его словам, искоренить этот вирус не удастся. Он войдет в привычную жизнь людей, как это было со «свиным гриппом» в 2010 ...
Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает , что россияне всегда помогут его государству, поскольку боятся его «потерять». «Нам кто прежде всего руку помощи протянет? Русские. Неважно, какая причина в основе этого будет лежать. Они до сих пор боятся потерять Беларусь», — сказал ...
Ровно 10 лет назад в эфир BBC One вышел финал криминально-фантастической драмы Ashes to Ashes | Прах к праху . Её предшественник "Жизнь на Марсе" считается одним из лучших сериалов вообще, входит в различные топы, имеет Бафту, Эмми и множество римейков, от американского (разумеется) до ...
В последнее время власти Челябинской области всерьез озаботились о создании благоприятного имиджа региона. Все у нас теперь хорошо, нет у нас теперь никаких проблем, а если они есть – то они «успешно решаются». Ведь жажда или прочие проблемы – ...