Кондонская Богиня, Окуневские менгиры, Хозяйка Сибири в 3D и Даши Намдаков на
pamsik — 27.01.2023Древние времена… Огромная древняя Сибирь…
Поражает ничем не сдерживаемая образность мышления древних художников, скульпторов, кузнецов, мастеров. Что двигало ими тогда, какая сила? Ведь не было никаких учебников и высших учебных заведений, только глаза, только собственные фантазии и собственные руки. Глаза человека из эпохи неолита видели огненное Солнце и холодную Луну, диких животных, чистую воду рек, бескрайнюю тайгу или степь, в бездонном небе парили только птицы. У жаркого костра племя собиралось по вечерам, делились новостями, слушали легенды, которые дошли от тех, кто жили «до них» в «темные времена». И ночью во снах к ним приходили птицелюди или боги на лосиных головах, золоторогие олени или камни с человеческими глазами? Такие глубокие образы могут рождаться только во снах, только если человек и природа на одной волне, одной вибрации.
У кого-то из наших древних предков возникало желание создать что-то гораздо менее практичное, чем наконечники стрел или каменные топоры, а прекрасное, красивое, странное. Такое – от чего через целые тысячи лет невозможно отвести глаз и рядом с чем, можно застыть и потерять счет времени.
«Сны Сибири» в Историческом музее
Иммерсивная выставка «Сны Сибири» в Историческом музее - уникальна по возможности прикоснуться (причем в буквальном смысле) к культурному наследию древних народов, населявших гигантскую территорию древней Сибири.
Как и положено снам, которые приходят ночью, выставка проходит в почти полной темноте. Это обстоятельство обостряет ощущения и усиливает некую мистичность пространства, часть которого отдана под реальные артефакты, часть под современное искусство и часть под впечатляющие 3D инсталляции с визуальными лазерными эффектами.
Кондонская Нефертити
«Кондонская мадонна» - сокровище из обожженной глины, которое археологическая экспедиция под руководством профессора Окладникова раскопала в Приамурье в начале 60-х годов. Женская головка величиной с ладонь. Кто её сделал? Казалось, что люди должны были бегать с копьями в то время и ходить в шкурах. Быть может на стойбище забрел какой-то чужак и принес с собой эту чудесную глиняную головку трехглазой широкоскулой богини. Присмотритесь – между бровей у неё отверстие, как будто «третий глаз».
Какие совершенные линии, какая мягкость облика. Мне хочется называть её «Кондонской Джокондой», а неолитический человек сотворивший такое чудо обладал гением Да Винчи. Мало у кого из современных собратьев такая высота полёта фантазии.
Окуневские менгиры из Хакасии
Окуневские менгиры из Хакасии – это копии, выполнены в натуральную величину на основе специально построенной трехмерной модели. Это также уникальные артефакты. Длинные камни, обвитые узорчатыми рисунками, смотрят на нас каменными глазами и даже улыбаются. Но не все, некоторые очень задумчивы.
Возраст их также исчисляется тысячами лет. Высокие узкие камни разделены на три части. В верхней находятся глаза – их три, но вместо третьего глаза изображен солярный знак. Разделение на части можно трактовать как Верхний, Средний и Нижний мир. Профили у этих камней тоже интересные и могут быть разными, с одной стороны, например, явно женская грудь и выпуклый живот, с другой оскаленная звериная пасть.
Скульптуры Даши Намдакова
Уверена, что все скульптуры Даши Намдакова пришли из снов, из глубин генной памяти. Всадник с натянутым луком, похожий на назгула, кажется сотканным из степного ветра, а цвет крови у него и его лошади черный (скульптура «Цель»). В двух скифских фигурах, Царицы-амазонки и Царя-героя, которые направляются на соколиную охоту в сопровождении барсов (скульптура «Царская охота») спиралью закручена бешеная невидимая энергия. Тигрица, стоящая на выпущенных когтях, есть воплощение дикой силы (скульптура «Царица»).
«Тактильные копии» и визуальные эффекты
Стоит упомянуть впечатляющие визуальные эффекты, которые оживляют петроглифы на стенах пещеры, амурского тигра, каменных луноликих идолов и саму Хозяйку Сибири.
Впервые сталкиваюсь с дублями артефактов в увеличенном размере под названием «тактильные копии», до которых можно дотрагиваться. Когда при мне посетительница погладила Кондонскую Мадонну, я буквально остолбенела, и лишь через пару минут глаза выхватили из темноты стеклянную витрину с миниатюрным оригиналом. Надписи на информационных табличках продублированы также шрифтом Брайля. Есть аудиогиды.
Участники выставки — музеи Сибири
Артефакты из собственных экспозиций в Москву привезли из Томска (Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова), Пермского края (Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина), Новосибирска (Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН).
Онлайн-лекции учёных и мерчи
Формат выставки «Сны Сибири» не ограничивается одной экспозицией и предоставляет ещё возможность подключиться и послушать лекцию специалистов в онлайн режиме, на тему «сибирской айдентики и расогенетических процессах», «коллективного конструирования общесибирской идентичности», или например, «Как тунгусы пришли в Забайкалье: средневековые городища на реке Шилка» и «Палеолит Алтая в археологической летописи Денисовой пещеры». Их читают антропологи и ученые с кафедр МГУ и Центра палеоэтнологических исследований МГУ, специалисты из Музея-заповедника «Томская Писаница» и специалисты по археометаллургии от «Археология Хакасии» и др.
Конечно же, много мерчей – блокноты, футболки, кружки с сибирской тематикой, изображениями древних артефактов.
Спасибо организаторам!
Организатор выставки (это важно) Фонд развития науки и культуры «Таволга», главный спонсор (тоже важно) – РЖД, а главный художник – Петр Бирюков. Хочется выразить огромную благодарность за столь блестяще организованные выставочные проекты.
Билеты (внимание!) – 300р.!
Аккредитация СМИ Мировая политика
Выставка «Сны Сибири» в Историческом музее будет работать до 19 февраля 2023 г.
|
</> |