КОНЧЕН БАЛ
cambria_1919 — 20.09.2021Да, такого теперь не увидеть. Иной век!
Только в историческом кино обязательно бал покажут.
Обычно это эффектная и многолюдная сцена.
Вот как на заглавной картинке - где Клаудиа Кардинале с Бертом Ланкастером («Леопард» Висконти).
Ослепительный свет люстр, могучие звуки оркестра, разряженные в пух и прах персонажи.
Романтика!
Мне всегда было интересно, а так ли были чудесны балы на самом деле?
Всегда ли всё проходило ладно, без сучка и задоринки?
В кино сплошная красота (кто это, все знают):
Но настолько ли хорошо смотрелись и двигались все тогдашние бальные танцоры, как кордебалет Большого или Мариинского театра (который у нас обычно изображает в кино пляшущих гостей)?
Чтобы все нужного роста, прекрасного сложения, отработанной грации?
Пусть даже костюмы и причёски у этих стройных масс поплоше и поскромнее, чем у главных героев.
Вот такая сугубо кордебалетная пара из советского фильма «Золушка".
Девушка – выпускница Вагановского училища Татьяна Пилецкая.
Её партнёр, судя по стати, явно оттуда же:
Пилецкая тогда ещё не стала кинозвездой.
До роли гнусной красавицы в мелодраме «Разные судьбы» было далеко.
Но солнце будущей славы давно взошло над её красивой головкой – это она «Татуля» с прелестного портрета работы Петрова –Водкина:
И юная балерина с рисунка Александра Пахомова, по которому сделана известная фарфоровая статуэтка:
В общем, «красавица, богиня, ангел».
Её можно видеть в последнем фильме Ренаты Литвиновой («Северный ветер», 2020) - хороша и в свои 93:
Но я отвлеклась.
Вернёмся на старинный бал!
Бесподобно танцующими и красавицами там наверняка были не все.
Бал у Фамусова и бал у Лариных наводят на подобные размышления.
Там так много комичного.
Как на этом смешном рисунке:
Или на этой картине в провинциальном стиле:
:
Классы танцмейстера Иогеля (у него учились и сочинённая Наташа Ростова, и реальная Наталья Гончарова) явно не всем шли впрок.
А уж в эпоху париков и фижм наряды были ещё неудобнее, а модные танцы ещё прихотливее:
Думаю, все, кто играл сюиты Баха, задавались вопросом, как же танцевали всё это: сарабанду? Аллеманду?
Павану, чакону, куранту или бурре?
Никто теперь этого и не знает в точности.
Даже менуэт (он был невероятно популярен в XVIII веке - примерно как вальс в XIX) трудно в кино увидеть, как это принято говорить, в аутентичном виде.
Менуэт из-за громоздких костюмов танцевали на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Обучение детей менуэту в домашних условиях:
Так что танцы были занятием не для всех.
И конфузы всякие приключались.
Е.П. Янькова вспоминает балы 1780-х годов, то есть при Екатерине Великой:
"Съезжались (в Дворянское собрание - С.) обыкновенно в 6 часов, потому что обедали рано; стало быть, 6 часов - это был уже вечер, и в 12 часов все разъезжались по домам.
Танцующих было немного, потому что менуэт был танец премудрёный: поминутно то и дело, что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнёшь в спину; мало этого, береги свой хвост, чтоб его не оборвали, и смотри, чтоб самой не попасть в чужой хвост и не запутаться".
Немудрено, что массового увлечения танцами не было:
"Танцевали только хорошо умевшие танцевать, и почти наперечёт знали, кто хорошо танцует...
Вот и слышишь: "Пойдёмте смотреть - танцует такая-то - Бутурлина, что ли, или там какая-нибудь Трубецкая с таким-то".
И потянутся изо всех концов залы, и обступят круг танцующих, и смотрят как на диковинку, как дама приседает, а кавалер низко кланяется".
Так что бальные залы наполняли не столько танцующие, сколько толпы зевак.
А танцующих пар в самом деле помещалось в зале не так уж много:
Зрителей да, обычно бывало больше, чем плясунов.
Только хвост-шлейф стереги от чужих каблуков.
Зато в XIX веке начался настоящий бум балов.
Танцклассы сделали своё дело - танцевать таки научились.
Это вальс завёл нескончаемую бальную карусель.
Паркет буквально кишел танцующими парами:
Бал стал самым главным светским мероприятием.
Танцевали почти все поголовно.
В том числе царствующие особы, сановники и прочие высокопоставленные господа.
Сейчас пляски президентов на каком-нибудь саммите вообразить трудно, а раньше короли и императоры отжигали от души.
Королева Виктория и принц-консорт Альберт вальсируют:
Бал при дворе Александра II, который много танцевал и в очень зрелые годы.
Но он тут пока сидит на стульчике:
Высокопоставленные особы не стеснялись и на балах проявлять свою власть.
М.С. Барятинская вспоминала о роскошном коронационном бале, данном в честь Николая II в Москве в Кремлёвском дворце в 1896 году.
То было душной ночью накануне Ходынки:
«Во время одного танца я отдыхала и тут услышала позади себя голос: «Княгиня, почему вы сидите?»
Это была герцогиня Кобургская (прежде герцогиня Эдинбургская), тётушка царя».
Эта тётушка - великая княгиня Мария Александровна, которая вышла замуж за второго сына королевы Виктории, Альфреда.
Между прочим, та самая Мария, именем которой названо всем известное печенье – оно было придумано именно в честь её свадьбы.
Мария отличалась надменным крутым нравом. Жила в Англии, после в Кобурге.
Однако часто и с удовольствием бывала в России.
Разумеется, почтила она своим присутствием и коронацию племянника.
На вопрос Марии Александровны Барятинская отвечала:
"- Слишком жарко для танцев, ваше высочество.
Мария Александровна возмутилась:
- Это неважно; вы молоды, и если каждый так подумает, то некому будет танцевать, а вы должны танцевать, особенно в таких случаях, как этот.
В моё время мы бы не осмелились сидеть перед моим отцом, императором Александром II.
И тут же мимо проходил её зять, принц Фердинанд, ныне король Румынии.
Она его окликнула: «Потанцуй с княгиней Барятинской».
Она говорила низким голосом и таким командным тоном, что, несмотря на то, что я не была ему представлена, нам пришлось подчиниться, хотя ни один из нас не желал задохнуться в такой жаре».
На этой фотографии – она сделана как раз на том самом бале – в центре сидит корпулентная возрастная дама.
Это и есть Мария Александровна.
Рядом дочки.
По правую руку от неё будущая королева Мария Румынская, а за ней стоит зять Фердинанд (с большими усами и оттопыренными ушами).
Которого она и заставила пойти в пляс:
Барятинская почувствовала себя не лучшим образом:
«Проходя мимо зеркала, я бросила быстрый взгляд на своё отражение и увидела не очень соблазнительную картину. Моё лицо было малинового цвета, завитые накануне волосы распрямились от жары, а чёлка торчала, как щетина».
Но Мария Александровна осталась довольна:
«Когда танец закончился, герцогиня, указывая на принца Саксен-Веймарского (в то время семидесяти пяти лет от роду) произнесла:
- Это человек старой школы, он танцует весь вечер!"
Но даже совсем уж в старину - когда и танцы были попроще, и наряды не так громоздки - случались бальные неприятности.
И бальные скандалы.
А в иные времена можно было даже нарваться на нешуточную драму.
Жедеон Таллеман де Рео (1619-1692 г.г.) славно вдохновлял своими "Занимательными историями" Дюма, когда тот работал над "Тремя мушкетёрами".
Вот бал славной эпохи плаща и шпаги:
Ещё один королевский бал.
Оркестрик в углу за камином небольшой, танцы чинные (танцуют здесь Анна Австрийская и Людовик XIII).
Придворные толкутся вдоль стен:
Вот такую толкучку де Рео и имел в виду, когда передавал потомкам грустную бальную историю.
Грустную, потому что реальную:
"Граф де Монревель, в ту пору ещё молодой, как-то на балу в толпе толкнул Конака, дворянина из Сентонжа, человека весьма умного и отважного.
Конак, которого он толкнул задом, оттолкнулся тоже задом; Монревель дал ему пощёчину.
Конак с превеликим хладнокровием прочёл следующий стих: "Порой за меньшее переплывали Стикс" -
и вызвал Монревеля на поединок».
Поединок состоялся.
Вот в таком роде:
«И Монревель его убил".
Бедный гордый шевалье из Сентонжа!
Вот и потанцевали.
"Кончен бал" - как говаривал Баратынский.
|
</> |