Кому в СССР было жить хорошо? "Окраинные русские"
krylov — 05.09.2010 — История Букарский пишет:У нас возникла дискуссия о том, как жили в российской глубинке (особенно в Сибири) при советской власти.
В Молдавии жизнь при советском "застое" была РАЙСКОЙ. Свидетельствую, ибо жил там при советской власти на протяжении 17 лет. Всё видел, всё знаю. Сегодня там жизнь в 100 раз хуже, чем была в СССР.
Но также я знаю, что Украина, Молдова, Грузия и прочие республики СССР жили за счёт общесоюзного бюджета. Единственными тремя республиками-донорами в СССР были Россия, Азербайджан и Туркмения. Все остальные жили за счёт этих трёх. При этом львиную часть давала, понятное дело, Россия. Наш молдавско-советский "рай" был щедро оплачен российской глубинкой.
В перестроечное и постперестроечное время ходило много разговоров о том, какой тяжкой была жизнь в российских областях при коммунистах, как люди ездили в Москву за мясом и колбасой, как в Сибири люди не знали, что такое мясо, и занимали с ночи очереди за молоком.
Дальше Букарский спрашивает, верно ли, что нынешняя российская провинция живёт лучше, чем тогда, но я не об этом.
Просто его рассуждения навели меня на воспоминания о феномене "окраинных русских".
Скажу сразу: сам я - типичный житель "центра". На окраинах я бывал, но не жил. Некую картинку, однако, я в голове имею - причём, как показывает практика, помню много такого, о чём сейчас стали забывать или не придавать значения. Поэтому, пожалуй, я её тут нарисую: пусть будет. Критику принимаю всю и заранее - я очень многого не знаю, а если и знаю, то криво-косо. Но "что есть, то есть".
Итак. Немалое число нынешних симпатизантов СССР (если не большинство) – это русские люди с советских «жирных окраин», которым удалось пристроиться под боком у откармливаемых соввластью народов.
Жили они и в самом деле неплохо, и не только в плане вкусной сытости-пьяности и носа в табаке (хотя вкусная еда была в русской части СССР проблемой намба ван, заколдованной и абсолютно неразрешимой, как квадратура круга). Но, скажем, и кошмарная жилищная проблема (советская «трисекция угла», тоже абсолютно неразрешимая и нерешаемая, как тогда, так и сейчас) выглядела иначе. Разумеется, очень многие русские ютились по общагам, но далеко не все. Некоторые имели хорошие квартиры, да что квартиры – целый ДОМ, настоящий свой дом, даже в черте или вблизи города, был вещью, в общем-то возможной, не вызывающей шока и оторопи.
При этом принятый в "средней полосе" жёсткий контроль размера дома или дачи, а равно и приусадебного хозяйства, на окраинах по понятным причинам не практиковался. Можно было заводить кролей, кабанчиков, индюков, заводить огромные огороды, и даже практически невозбранно выкуривать вино (из абрикосов, а не из гнилой картошки). Проблему представлял автотранспорт, к такому дому, по идее, прилагающийся, но тут уж выкручивались как могли. Также проблему представляли тряпки и бытовая техника. Но этого не хватало в СССР абсолютно везде.
Эти моменты ещё как-то помнят. Но сейчас забывают, к примеру, о том, что и в культурном отношении окраинные жители были обеспечены лучше, чем затурканные насельники среднерусской равнины. Например, потому, что остродефицитные в Москве книжки можно было запросто купить в молдавском или тбилисском книжном магазине. Если в Москве зелёный томик Булгакова можно было достать только по знакомству и по цене чешских туфелек, то где-нибудь на солнечных югах та же книжка годами лежала-выгорала на прилавке местной книжной лавки. На окраинах сохраились неуничтоженные личные библиотеки, и местные букинистические магазины иногда поражали. Духовной жаждою томимые московские интели даже отправляли в глушь гонцов, а то и целые экспедиции с целью обзаведения редкой литературой… Кроме того, там были свои издательства, которым не позволялось вольностей политического плана, зато они отлично снабжали местность безумно-дефицитной по тем временам развлекательной литературой. Впрочем, и духоподъёмной тоже. «Лумина» и «Магарыф» тискали для местного потребления Дюму и Сименона, «Ылым» печатал том за томом «Махабхарату» в смироновском переводе, а труднопроизносимое слово «Мецниереба» наполняло сердца гуманитариев щемящей тоской по мировой культуре.
Что касается работы, тут Букарский совершенно правильно указывает – все окраины «кюшали» за счёт нефтегазоносных регионов (которые он и перечисляет), плюс русского народа, который, как тот коняка из «Анимал фарм», всякий раз говорил - "я должен работать ещё больше". Но и русские в республиках тоже не особо бездельничали, особенно если сравнивать с сытой ленью туземцев, которые себя вообще не утруждали работой, зато отлично умели прикидываться шлангами. В результате русские строили завод, а потом на него же были вынуждены завозить русских же, чтобы хоть кто-то на этом заводе работал… Но блага, которые они получали заодно с местными (которым эти блага полагались по праву нерусскости), это, в общем-то, компенсировали. Другое дело, что русских не пускали в местные бизнесы: это резервировалось строго за своими. Хотя и там пролезали, просачивались - в основом евреи, но и их родственникам и знакомым что-нибудь иногда обламывалось. Впрочем, это уже "иной космос".
Было и многое другое. Например, сравнительно бОльшая мобильность жителей некоторых краёв. Не знаю почему, но жители благодатных краёв были – по ощущениям, конечно, никакой статистики у меня нет – как-то легче на подъём, что-ли. Отчасти это объяснялось необходимостью хотя бы время от времени ездить в ту же Москву (где делались «все дела»), но и не только. Так, среди наших знакомых из тех краёв было существенно больше побывавших «в загранке» (хотя бы в соцстранах), чем среди московских. Что же касается внутрисоюзных перемещений, тут сальдо было ещё менее в пользу москвичей. Исключение – фанатичные туристы, которых среди столичной публики было гораздо больше. Но это уже тонкости, в которые сейчас вдаваться бессмысленно.
И, разумеется, все были недовольны. Объясняется это строго по Маслоу: нижняя часть пирамиды была аккуратно простроена, даже слишком, а вот выше стояла гильотина. Хорошо кушать было можно, а самовыражаться – ни на копеечку. Поэтому даже в каком-нибудь Мукачево у людей не выключались радиоприёмники, настроенные понятно на какую волну. Кстати, относительная лёгкость приёма западных «голосов» тоже относилась к преимуществам окраинной жизни: глушилки долбили в основном по центральным областям. Об этом неиллюзорном (по тем временам) культурном благе сейчас тоже не вспоминают, а зря.
Сейчас весь этот modus vivendi уже трудно себе представить. Но именно смутные воспоминания о том, как оно всё было – не детальные, а атмосферные – и двигают многими русскими энтузиастами «имперского возрождения». Заметим, именно русскими – потому что даже молдаване или таджики, потерявшие всё на свете, «обратно», в общем-то, не хотят.
ДОВЕСОК. Как это обыкновенно бывает, меня заподозрили в нехорошем - а именно, что я огульно записал в "имперцы" всех обитателей советских окраин. Разумеется, нет. Напротив, очень многие, в перестройку или после неё уехавшие (или бежавшие) из этих краёв, настроены совершенно иначе. Но есть и другие - кому сладкие воспоминания о временах, когда "всё было нормально", дороже.
)(