КОМУ ПОКЛОНЯЛАСЬ МУРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ
smelding — 11.09.2011Перуны, Мокоши, Дажьбоги
Треща, сгорают на кострах,
И гаснет шёпот "С нами Боги!"
На окровавленных устах...
Наверное, многие мои читатели помнят - а тем, кто не помнят, сообщаю это здесь - что Муром был крещён гораздо позже Киева и Новгорода. Собственно, христианство он принял последним из крупных городов Руси (но не из всех русских городов - напимер, Мценск был крещён только в 1415)
Вот что говорит об этом житие Константина:
В житии сказано: "св. Глеб, сын Владимира Святого, не мог обратить Муромцев в христианскую веру, ни покорить их, и жил верстах в двух от сего города. В 1192 г. Константин Святославич, потомок св. кн. Владимира, собрав войско в Киеве с сыновьями, Михаилом и Феодором, осадил Муром и взял его. В жаркой битве под стенами города был убит Михаил. Константин основал там первую церковь в честь Благовещения и погреб в ней тело Михаилово, потом создал он многие иные церкви, выбрал епископа, просветил весь народ крещением и скончался в 1205 г. Погребен он был в той же церкви Благовещения. Сродник кн. Константина, Георгий Ярославич (в XIII веке), возобновил этот храм, и с того времени мощи Константиновы и сыновей его начали славиться чудесами".
Позднее историки подсуетились и "омолодили" крещение муромцев, сдвинув его на век в прошлое на том могучем основании, что в Муроме в 1098 году существовала христианская церковь. Как будто в Киеве не было не просто церкви, а соборной церкви Илии Пророка аж в 944 году, задолго до крещения киевлян Владимиром, как будто и нынче в индийских или японских городах не стоит христианских церквей, а то и монастырей, нимало не мешая этим городам оставаться в целом "языческими". Такие "доводы" позволительно было употреблять романтику Карамзину двести лет назад, а не учёным третьего тысячелетия. Банальная логика говорит нам - составитель жития не мог вычеркнуть целый век христианства из истории Муромской земли, наборот, в интересах церковного автора было удревнить христианство на Руси возможно глубже - в идеале до Андрея первозванного.
Но существует и иной хитрый ход: заявляется, что Муром был "нерусским" городом, и в язычестве, стало быть,упорствовала "финно-угорская мурома", а не русские.
И снова нашим союзником, как ни странно, выступает церковная традиция. В похвале равноапостольному князю Константину очень конкретно сказано, кому поклонялись муромские язычники до того времени, как"они бо вси... прибыша мертви" и "капища разоришася" трудами кроткого и незлобивого князя.
Идѣже убо в Муромстей области пройдеши, нигдѣ не услышиши проклятых многобожных имянъ - ни Перуна, ни Жда-бога*, ни Мокоша
Сказано ясно и доступно.
Не дикие "чухонцы" затворились в городе Муроме до 1192 года от захлестнувшего Русь потопа византийской "благодати", а русские, славянские язычники, почитавшие Перуна, Дажбога и Мокошь.
Благодарю обратившего моё внимание на это обстоятельство kolyvanski
_____________________________________
* - как и указывает примечание в научном издании "Похвалы", тут описка вместо "Дажбога".
|
</> |