Коммерческая или дотационная космонавтика
antonkachinskiy — 21.12.2023Маск крут. Запускает много ракет и даже возвращает их нижние ступени. Даже очень много. Однако это вовсе не говорит о том, что коммерческая космонавтика на подъёме. Отнюдь ;)
Ракеты-носители это транспорт. А транспорт сам деньги генерировать не может. Деньги он зарабатывает только если связывает две точки между которыми имеется грузо или пассажиропоток.
Если вы проложите суперсовременную железную дорогу между двумя большими городами — доход будет. Потому что есть транспортный поток, который ваша железная дорога не создает, а обслуживает. И если вы проложите ту же железную дорогу от города до болота где никто не живет — по ней никто не будет ездить. И ее приодеться дотировать, например затеяв на болоте строительство. Но дохода не будет, так как вы оплачиваете работу ЖД из инвестиций тех кто верит что стройка на болоте будет супердоходна. Но пока ЖД работает за счет дотаций — для случайных пассажиров прокатиться на ней будет дешево. Так как инфраструктуру оплачивают не они, создавая большой пассажиропоток, а сама компания, затеяв строительство на болоте.
Так и с ракетой Фелкон-9. Ее пускают часто, что приводит к снижению издержек. Регулярные полеты куда дешевле разовых. Однако изрядную часть пусков оплачивают инвесторы, которые надеются что Старлинк принесет доход. Возможно и принесет, но не теперь. А пока — они оплачиваю кучу запусков, в надежде не будущие дивиденды. И услугами Ф9 пользуются и другие заказчики пусковых услуг. Они то платят реальными деньгами и вот при таких запусках Ф9 и генерирует прибыль. Беда только что количество этих заказчиков пусковых услуг не так велико. И если опираться только на них — число запусков упадет, цена запуска вырастет и... Усе вернется на круги своя.
То бишь проблема коммерческой космонавтики вовсе не в цене выведения или возврата груза с орбиты. А в отсутствии пока на орбите аппаратов которые генерируют что то такое ценное, что стоило бы возить в больших объемах.
Так что по настоящему коммерческое освоение космоса начнется тогда когда кто до догадается как этот самый космос можно использовать для генерации прибыли путем создания там чего то нужного, чего нельзя получить на Земле.
А пока — Фелкон-9 и количество грузов которые она вывела в космос это величайшее инженерное достижение, а вовсе не коммерческое...
|
</> |