Колобок, кто ты?
lengvizdika — 25.06.2021Не долго прожил сказочный колобок припеваючи: «Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл…».Съела его хитрая лиса. Суровое, но справедливое наказание за своеволие и непослушание, как полагают многие. И ошибаются. Сказка эта учит вовсе не послушанию старшим. Не в этом состоит её мораль. Представим себе, что колобок не спрыгнул бы с окошка и не покинул бы дом. Разве тогда ему была бы уготована долгая и счастливая жизнь? Ничего подобного! Съели бы его старик со старухой. Для того и пекли. Так не всё ли равно, у кого во рту погибнуть: у зайца, волка, медведя, лисы или у деда с бабкой?
Совсем иному учит эта сказка, а именно: бережному отношению к исторической памяти своего народа. Не такая уж она простая по содержанию, раз её исследуют даже академики. Так например, московский академик Н.И.Толстой посвятил этой сказке статью в журнале «Живая старина» (№ 3(7) за 1995 г.). И название у статьи примечательное: «Секрет колобка». Учёный обращает внимание на то, что текст этой сказки напоминает древнее заклинание (заговор). Отсюда такая дробность в описании ухода колобка из дома: «с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.» Такое подробное описание ухода колобка не случайно. Древний хлебный колобок был оберегом. С его помощью избавляли дом от всяческой нечисти и бед. И тут спешка была ни к чему: нужно было освободить от нечистой силы все уголки и закоулки жилища и двора и отогнать зловредные силы как можно дальше от дома.
В колобке академик Толстой видит поскрёбыша, то есть последнего ребёнка в семье. Считалось, что такой ребёнок обладает особой магической силой, даром врачевателя и знахаря.
Наш же взгляд на колобка несколько иной.
Само слово КОЛОБОК не простое, а составное. В нём срослись вместе два слова: КОЛО и БОГ. Колобок, а точнее, Коло-Бог, - это имя древнего славянского солнечного божества, «Солнышка-колоколнышка». КОЛО означает то же самое, что и КОЛ в слове КОЛЕСО,то есть «круглый». В словаре В.И.Даля слово КОЛО снабжено пометой «старинное», а его значение объясняется как «круг, окружность, обод, колесо».
Поклонение солнечному богу Коло имело свои обряды и традиции. Бог Коло считался подателем всех земных благ и прежде всего пропитания. Это был Бог, дарящий людям их хлеб насущный, небесный покровитель урожая и плодородия. В каждом доме имелось изображение этого бога, игравшее роль оберега наподобие иконы в современных православных семьях. Как и слово КОЛОБОК, этот домашний божок (идол) был не простым, а составным. Он состоял из двух частей, олицетворявших соединение мужского и женского начал. Нижняя часть этого идола представляла собой сильно стилизованное изображение обнажённого женского тела с нанесёнными на него магическими знаками плодородия. Подобные фигурки в большом количестве находят на землях Древней Руси при раскопках так называемой Трипольской культуры, возраст которой не менее возраста знаменитых египетских пирамид. Академик Б.А.Рыбаков, описавший эти находки, обратил внимание на то, что такие фигурки, условно называемые «Богиня Земли», «Мать всего сущего», «Великая Матерь» или «Неолитическая Мадонна», чаще всего попадаются рядом с первобытными зернотёрками. Больше того, в состав глиняного теста, из которого изготавливались подобные фигурки, специально добавляли хлебные зёрна или муку. Отсюда вывод: эти «богини» были тесно связаны не только с культом плодородия, но и с аграрной магией и, прежде всего, с магией, призванной оберегать урожай жита (хлеба на корню).
Бросается в глаза одна необычность в облике таких фигурок: почти все они безголовы, а вместо головы у них вылеплен какой-то штырь. Как нам представляется, именно на этот штырь насаживался хлебный кругляк-колобок. Так создавался образ единения сил Земли (женское начало) и Солнца (мужское начало). Косвенно это подтверждается происхождением слова РОЖА. Корень в нём тот же, что и в словах РОЖАТЬ, РОЖЬ, РОД. Насаженному на глиняный штырь изображению Коло-Бога (колобку) люди придавали поверхностное, сильно стилизованное сходство с человеческой головой. Лицо обозначали так, как умели, чисто символически, в стиле всей композиции. Потому и получалось не изящное личико, а грубоватое и некрасивое лицо, то есть именно рожа. Со временем это слово укрепилось в своём бранном значении.
В тексте этой сказки на века сохранён рецепт изготовления домашнего идола Коло-Бога (он же, возможно, и Бог Род). Сообщается о точном количестве муки: «пригорошни с две»,о том, что замешивать необходимо «на сметане».Способ приготовления этого ритуального хлебца тоже оригинален: пряженье, то есть жаренье в кипящем масле. Пряженые изделия издавна считались ритуальными и употреблялись по особым случаям (поминки и проч.). Со временем названия таких изделий (ПРЯЖЕНЦЫ, ПРЯЖОНЫ, ПРЯЖЕНИКИ и др.) забылись. А вот мудрая народная сказка не даёт этим названиям уйти в полное небытие. Колобок многократно напевает о том способе, которому он обязан своему появлению на свет: «На сметане мешон Да в масле пряжон.». Хочешь – не хочешь, а запомнишь обязательно.
Выбор именно пряженья понятен: ритуальному хлебному идолу необходимо было придать черты сходства с Солнцем. И не только по округлости формы, но и по цвету: золотисто-жёлтому. Вот почему колобок был таким румяным и красивым, что каждому непременно хотелось его съесть. Правда, такой сособ приготовления был довольно затратным, требовал большого количества масла, да ведь колобков-то выпекали не каждый день, а по особым случаям. Скорее всего, раз в году, от урожая до урожая, каждый раз из муки нового урожая. Так что, быть может, сказочному колобку и впрямь было уготовано годичное почётное проживание в доме стариков, на почётном месте и в полной безопасности вплоть до неизбежного ритуального поедания в положенный срок. Для того и выпекают колобки и блины, а не просто для поклонения и любования.
Несколько иное понимание сказки «Колобок» мы находим у С.Есенина в его стихотворении с такими начальными словами:
То не тучи бродят за овином
И не холод.
Замесила божья матерь сыну
Колоб.
Всякой снадобью она поила жито
В масле.
Испекла и положила тихо
В ясли.
В этом стихотворении колоб укатился за ворота. Сын божий опечалился, а Богоматерь его утешает тем, что этот колоб не пропал, а превратился в Луну, освещающую по ночам для людей Землю, чтобы не было им страшно.
«… Жутко им меж тёмных
Перелесиц,
Назвала я этот колоб –
Месяц».
Есенинская версия, с моей точки зрения, имеет то веское преимущество, что объясняет, почему сказочный колобок погибает в зубах именно четвёртого животного. Уйдя от зайца, волка и медведя, он не смог уйти от лисы. Именно это происходит и с Луной. Пройдя три недельные фазы своего развития, Луна исчезает полностью в конце четвёртой недели.
К тому же именно Луна, как уже давно замечено, влияет на известный физиологический процесс (цикл) в женском организме, что закреплено в названиях: МЕНСТРУАЦИЯ от латинского МЕНСИС- месяц, луна и МЕСЯЧНЫЕ от слова МЕСЯЦ, которое понималось и как «Луна» и как «месяц»,то есть как название этого ночного светила безотносительно к его форме, полной или ущербной.
И ещё один немаловажный момент: виды животных и та последовательность, в которой они появляются, а именно: заяц, волк, медведь, лиса. Здесь всё продумано, всё логично, всё на своём и только на своём месте. Здесь ничего нельзя изменить. Узкий серп нарождающегося месяца напоминает узкие и длинные заячьи уши. Полнота Луны прибывает. Соответственно увеличивается и размер животного. Волк крупнее зайца. Уши волка напоминают очертания Луны в её второй фазе. Медведь крупнее волка. Его круглые уши напоминают полную Луну. Дальше начинается убывание Луны и, соответственно, – убывание размера животного. Лиса меньше медведя. Её ухо похоже на форму Луны в четвёртой её фазе. И, наконец, полное исчезновение ночного светила. Два-три дня Луны на небе нет. Про это лунное небытие сказано так: «А лиса – Ам! – и скушала его».
Никакая это не детская сказка. Перед нами самый настоящий древний миф, в котором в образной, общедоступной форме сохранялось и передавалось из поколения в поколение знание о ежемесячной смене лунных фаз.
Возможно, что изначально колобок символизировал именно Луну, покровительницу рожениц. Было это в то далёкое время, когда люди поклонялись в первую очередь именно Луне. Позже, однако,на первое место выдвинулось Солнце как основной объект поклонения, как самое главное божество. Колобок же остался колобком – символом верховного божества.
Матриархат сменился патриархатом, а поклонение божеству-подателю жизни осталось. Вот только место богини Роды занял бог по имени Род.
|
</> |