Коллегам, к размышлению

Умная и точная статья Виктора Вахштайна, называющая вещи своми именами:
Басманный совет.
Комментарий Александра Фридриховича Филиппова:
Я считаю диссертацию Д. Ю. Куракина основательной, защиту – блестящей, а решение специализированного совета – позорным.
Члены совета, говорившие о том, что теоретики стали герметичными, что они утратили связь с жизнью, что за мыслью автора трудно проследить, что они ничего не понимают, но точно знают, что искать ошибки у великого американского социолога Джеффри Александера нельзя, – все эти люди говорили в нравственной и научной пустоте. Они говорили друг для друга слова, которые, как они думали и как, возможно, думает кто-то и до сих пор, имеют какое-то значение. Они ошибались и ошибаются. Эти слова не имеют значения. Наука равнодушно проходит мимо их степеней и званий.
Мне кажется, эта публикация, эта попытка заявить о несправедливости публично, не претендует на то, чтобы что-то изменить в судьбе Дмитрия Куракина: он взрослый человек и профессиональный ученый, с ним в любом случае все будет в порядке. Эта публикация не претендует на побуждение широких общественных масс к подписям или действиям, боже упаси. Она претендует на привлечение внимания научного сообщества к той степени расхождения, которая на сегодня существует между интересами активно работающих исследователей, несмотря ни на что, остающихся в России заниматься наукой - и интересами околонаучной административно-хозяйственной бюрократии, беззастенчиво мстящей на "басманных советах" "молодым выскочкам" за свою неграмотность, свое бесплодие, за свой, сделанный когда-то, выбор.
А кроме того, мне кажется, она претендует на то, чтобы публично сказать кое-что нашим славным, любимым, талантливым, на глазах растущим ученикам. Мы видели и знаем, что на этой защите вы пережили шок. Мы очень хорошо понимаем, что никто из вас полностью не застрахован в дальнейшем от действий подобного рода функционеров, оценивающих ваши работы в объемах перемытой на кафедре посуды или ставящих ваши научные достижения в обратную зависимость от успешности ваших учителей. Но посмотрите, пожалуйста, внимательно, на слова Александра Филиппова: когда он говорит о том, что именно удалось Дмитрию Куракину, он в первую очередь говорит о вас. С вами нас становится больше, а еще больше нас будет с теми, кого научите вы. Мы публично заявляем, что какие-то вещи недопустимы, главным образом потому, что нам есть ради кого это говорить. И вообше, вы люди юные - Аватар-то смотрели? Это наша земля.
В свое время, семь лет назад, я защитила диссертацию в совете ИВГИ РГГУ (специальность - культурология, предмет - репрезентация "европейского" и "образов Европы" в современном кино). Диссертация - квалификационная работа, со временем о ней начинаешь вспоминать с некоторой неловкостью, кардинально перерастая ее, если ты работаешь и растешь. Так и у меня воспоминания о самом тексте диссертации связаны с некоторой неловкостью. Но не было и нет никакой неловкости в воспоминаниях о процедуре защиты и о списочном составе тех, кто в тот день пришел меня послушать - настоящих ученых первого ряда. Я защищала диссертацию перед Неклюдовым, Мелетинским, Кнабе, Андреевым, при оппонентах Гудкове и Аронсоне, в условиях нормальных научных вопросов и нормальной содержательной дискуссии (кстати, юмористически напугавшей мою маму, о чем любят вспоминать друзья: когда Олег Аронсон стал выступать с критическими замечаниями оппонента, мама, никогда не бывавшая на защитах, чуть не упала в обморок, решив, что меня валят - ибо Олег выступал так же ярко и провокативно, как это ему обычно свойственно). Поверьте, это пространство может быть другим и должно быть другим. В том числе для того, чтобы оно было другим в той дисциплине, по которой предстоит защищаться вам, написаны эти статьи.
И последнее, что хотелось бы добавить. Мой друг и соавтор Борис Степанов написал в высшей степени положительный отзыв на автореферат Д.Куракина. Меня тоже в свое время приглашали прочесть и отозваться, но мы решили, что поскольку Борису предмет диссертации гораздо лучше знаком, будет правильнее, если из нас двоих в обсуждении примет участие он. Так что тут, в этом посте, не один, а два голоса "за".