Колхоз олигархов

Американская мода избавляться от миллиардных капиталов дошла и до РФ.
«… на определённом этапе карьеры американских миллиардеров охватывает неодолимое желание благотворительствовать. С упорством идущего на нерест лосося даже ещё не старый американский миллиардер ищет, кому бы отдать свои деньги. И всегда находит способ избавиться от надоевших миллиардов».
«Когда в американские СМИ радостно сообщают, что очередной миллиардер пожертвовал своё астрономическое состояние на благотворительность, не надо думать, что эти миллиарды $ действительно будут розданы остро нуждающимся в помощи бедным, убогим и несчастным (людям, инвалидам, учёным, зверушкам, инопланетянам и т.д. и т.п.). Фактически речь идёт о том, что принадлежащие теперь уже бывшему миллиардеру акции и другие активы переданы благотворительному фонду, обычно получающему имя жертвователя. Так что теперь нажитым непосильным трудом огромным состоянием будут распоряжаться некие специальные люди. Что это за люди, из каких таких интересных организаций?.. Этот законный вопрос далеко выходит за рамки нашего выступления».
С 2010 года американские миллиардеры торжественно дают «Клятву дарения» (Giving Pledge). На сайте я насчитал 143 поклявшихся миллиардера. В 2013 к американской Клятве присоединился и Потанин.
«Владимир Потанин первым из российских предпринимателей и наряду с 11 другими филантропами со всего мира присоединился к глобальной инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета Giving Pledge («Клятва дарения»). До этого момента в кампании участвовали только представители американского бизнеса.
«Клятва является моральным обязательством и не влечет ни финансовых, ни юридических обязательств. Это публичное заявление бизнесмена о том, что он собирается отдать не менее половины своего состояния на благотворительность. Даритель волен сам выбирать программы, которые он собирается поддерживать, и момент для передачи средств на благотворительные проекты».
Справедливости ради отметим, что ещё в 2010 году Потанин объявил, что по примеру Баффета и Гейтса собирается подвергнуть себя самораскулачиванию.
МОСКВА, 2 февраля 2010 (Рейтер) - Бизнесмен Владимир Потанин, которому принадлежит блокпакет акций Норникеля, хочет вслед за Биллом Гейтсом завещать состояние благотворительным организациям, а не троим своим детям.
«"Наследования моего состояния не будет. Мой капитал должен работать на благо общества и продолжать работать для важных социальных целей", - сказал Потанин в интервью газете Financial Times».
Процесс передачи капитал на благо общества у Потанина шёл трудно. Это видно из того, что и два с лишним года спустя практически было мало что сделано. Только разработаны теоретические принципы оставления капиталов не наследникам, а отдачи для важных социальных целей.
14.11.2012. – «Владимир Потанин (№4 в списке богатейших бизнесменов, состояние $14,5 млрд) написал для Forbes колонку, в которой объяснил, почему нельзя передавать миллиардные состояния по наследству»
«За годы работы в бизнесе я четко понял, что большие деньги — это, прежде всего, большие соблазны, большое испытание, тяжелое бремя для наследников»
«Поэтому я твердо придерживаюсь взгляда, что нельзя оставлять детям такие состояния, которые демотивируют. Если вы хотите сделать ребенка счастливым, дайте ему миллион, но если хотите погубить — дайте миллиард»
«Именно поэтому я принял для себя решение не передавать капитал по наследству, а, оставив его в трасте, направить на благотворительные цели».
«Примеров такого поведения в мире уже немало, в частности, такие решения приняли Уоррен Баффетт, Билл Гейтс, у нас это сделал Дмитрий Зимин, основатель «Вымпелкома».
Судя по всему, живой пример американских миллиардеров и проповедь Потанина были столь убедительны, что идея лишить своих детей наследств недавно овладела даже кошерными олигархами!
«На очередном заседании Forbes Club, которое состоялось вечером 19 мая [2016], Михаил Фридман 2 рассказал, что собирается направить практически все свое состояние на благотворительные цели. Такое же решение, по словам миллиардера, приняли и его партнеры по бизнесу».
«— Я не планирую своим детям никаких денег передавать». Фридман с иронией заметил, что это решение связано вовсе не с присущим ему «альтруизмом и благородством помыслов»: «Просто мне кажется, что отдать ребенку или молодому человеку серьезную сумму денег — это во многом риск сломать ему жизнь»
«он не хочет, чтобы его дети — в частности, старшая дочь Лора, которой сейчас 22 года, — стали объектами внимания людей, преследующих неблаговидные цели»
И еврейский миллиардер Мамут туда же:
«Я исключаю слепую, механическую передачу активов по наследству»
«Несмотря на всю любовь к нашим детям, подход к вопросам наследования или передачи каких-то активов будет предельно рациональным, он будет даже более рационален, чем наше собственное отношение к бизнесу. Мы в первую очередь не хотим навредить ребенку. Ведь передача ему активов, упаси боже, денег, рискует испортить жизнь. Это дикая нагрузка и ответственность. Нет ничего кошмарнее, чем молодой человек, за которым гоняются всякие жулики, не теряя надежды, причем небезосновательной, лишить его состояния. Поэтому, скорее всего, отцы предпочтут передать свои активы в какие-то долгосрочные благотворительные фонды или застраховать в виде долгосрочных инвестиций в компании, которыми управляют профессиональные менеджеры, прежде всего публичные компании, имеющие понятную процедуру назначения управляющих».
«Пока я, конечно, не собираюсь отходить от дел, но рано или поздно это случится, и я предпочел бы, чтобы мое состояние работало в большей степени на какие-то русские институты, которые удастся создать, частично они уже созданы. Есть личное наследство. Это семейные ценности, семейные реликвии. Если же мы говорим про компании, про большие бизнесы, то я не отношу их к семейным реликвиям, я считаю, что они в равной степени принадлежат той среде и пространству, той территории, где все это было заработано».
Мысль понятна: для спасения детей придётся лишить их наследства.
И что вся эта моральная самозачистка олигархата означает? Боюсь, что ничего хорошего. В стране начинается кампания классового мира и социальной солидарности. Противоположное тому, что являлось фактической государственной идеологией РФ последние четверть века. Зачем и почему? Страну готовят к большой войне.
|
</> |